В честь векового юбилея балерины Майи Плисецкой и 93-летия ее мужа — композитора Родиона Щедрина в Москве и Санкт-Петербурге прошел масштабный музыкальный фестиваль-приношение «Майя и Родион».
Начало было положено в День рождения балерины.
На экране появилась сама Плисецкая
20 ноября на Историческую сцену Большого театра, где Майя Михайловна служила без малого полвека, вышли прима-балерина Светлана Захарова и премьер Артемий Беляков, исполнившие «Кармен-сюиту» (Жорж Бизе — Родион Щедрин, хореография Альберто Алонсо, художник-постановщик Борис Мессерер), Элеонора Севенард и Денис Родькин, Елизавета Кокорева и Иван Алексеев, Юлия Степанова и Дмитрий Смилевски.
А прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнёва исполнила номер «Душа» на музыку Марчелло и Баха (хореография Павла Глухова, партия фортепиано — Алексей Гориболь).
В этот вечер состоялась и мировая премьера — хореограф Патрик де Бан представил «Посвящение Майе и Родиону» на музыку Густава Малера (Адажиетто из Пятой симфонии).
В завершение гала-концерта на сцену вновь вышла Светлана Захарова, исполнив один из любимых танцев Майи Плисецкой — «Лебедь» Сен-Санса в хореографии Фокина. После чего на экране появилась сама Майя Михайловна — в «Болеро» Равеля и Бежара.
Фрагменты из воспоминаний Майи Плисецкой, а также стихи Андрея Вознесенского, Андрея Дементьева и Беллы Ахмадулиной читали Илзе Лиепа и Евгений Миронов.
В течение месяца на сценах Мариинского и Большого театров были представлены балеты, оперы и концерты Щедрина. В Мариинке также прошёл вечер «Майя Плисецкая. Портрет эпохи». А финальными аккордами фестиваля стали спектакли и концерты в День рождения Родиона Щедрина 16 декабря.
И концерт можно станцевать
Душевным получился заключительный вечер фестиваля-приношения «Майя и Родион» на Исторической сцене Большого театра. Концерт длился всего час, не было премьер. Но собранные в единое целое номера-жемчужины подарили поклонникам великой пары истинное наслаждение. На концерте присутствовали также защитники Отечества — ветераны и участники СВО.
Встречал зрителей сам Родион Щедрин — его искрящиеся глаза смотрели на зал с черно-белого портрета. И казалось, он не ушёл от нас три месяца назад, а сидит где-то за кулисами — волнуется перед выходом на сцену в День рождения. А в конце на экране появилось фото молодой Майи Плисецкой. После чего портреты стали единым целым. Как было в их жизни. На протяжении 57 лет.
Балерина и композитор были редкой парой, в которой оба супруга носили звание «Народный артист СССР» и являлись полными кавалерами ордена «За заслуги перед Отечеством».
Начался концерт сюитой из балета Родиона Щедрина «Конек-горбунок» (1960 г.), которую исполнил оркестр Большого театра. Затем на сцену вышли Светлана Захарова и Артемий Беляков с Дуэтом Кармен и Хозе из «Кармен-сюиты» (1967 г.) на музыку Бизе и Щедрина.
Балет сменила опера — меццо-сопрано Екатерина Лукаш, в октябре принятая в труппу Мариинского театра, исполнила Частушки Варвары из оперы «Не только любовь».
А дальше — снова балет. Сочиняя для Майи, Родион Константинович выражал свою любовь и преданность ей. Не только так, конечно. Но так — особенно. Ведь танец для Плисецкой был ее жизнью. Даже когда Григорович уволил ее вместе с Васильевым и Максимовой из Большого театра, Майя Михайловна не оставила сцену. Она участвовала в концертах, давала мастер-классы, а в день 70-летия дебютировала с номером «Аве Майя», который поставил для неё Морис Бежар.
В продолжение концерта прима-балерина Мариинского театра Рената Шакирова и Роман Беляков исполнили Дуэт Анны и Вронского из «Анны Карениной». (В премьере 1972 г. Майя Плисецкая танцевала с Марисом Лиепой, брак с которым в 1950-е годы продлился три месяца). А петербургский Театр балета им. Якобсона повеселил «Озорными частушками». Вообще-то в 1963 году Щедрин сочинил концерт для оркестра. Но, оказалось, и концерт можно станцевать. Поставив одноактный балет три года назад, Вячеслав Самодуров это блестяще доказал.
Эффектный выход спиной к залу
Завершился концерт легендарным «Лебедем», который неспециалисты часто называют «умирающим». Танцевала снова Светлана Захарова. На сегодня, вероятно, лучшая исполнительница этого номера.
Для Плисецкой он был не просто любимым, а очень важным в карьере. Знаковым. С сентября 1941-го по сентябрь 1942-го Майя с семьей находилась в эвакуации в Свердловске. Возможностей постоянно заниматься балетом не было, но дебют с «Лебедем» состоялся именно там. Редакцию балета Фокина осуществила Суламифь Мессерер. Тетя будущей примы Большого театра сделала так, чтобы Майя показала всю свою технику, чтобы была видна красота и пластичность рук, которые у Майи едва ли не буквально превращались в крылья. Суламифь же придумала эффектный выход балерины спиной к залу.
Весь вечер, как и 20 ноября, за дирижерским пультом был Валерий Гергиев. Худрук Большого и Мариинки, он тесно дружил с Майей Плисецкой и Родионом Щедриным. Для маэстро фестиваль стал и личным приношением величайшей паре ХХ века.