Захар Прилепин: Сколько поэтов осталось в России?

Захар Прилепин. © / Ангелина Оболонская / АиФ

Евгений Евтушенко когда-то написал, что ­«поэт в России – больше, чем ­поэт». А сегодня настоящих поэтов в России много?

   
   

Захар Прилепин, писатель:

Ургант показал как бы смешной коллаж портретов будущих классиков поэзии XXI в. (как бы висящих в школьном классе 50 лет спустя). Там висят стилизованные под Пушкина и Гоголя – Моргенштерн, Джиган, ещё кто-то – рэперы, короче. Ну, типа, смешно и, типа, «смотрите, как всё вокруг бездуховно», но…

В России (или вокруг России) сегодня живут и пишут (на русском языке): Олег Чухонцев, Юрий Кублановский, Юнна Мориц, Геннадий Русаков, Олеся Николаева, Ирина Евса. Крупнейшие поэты современности. Но так как про них говорить скушшшно и показывать их портреты Ургант не станет – мы так и будем вздыхать: ох, какая бездуховность.

Рисунок АиФ/ Андрей Дорофеев

Это очень удобная позиция. Никого не просвещать, самим стихов не читать, а только сетовать на падение нравов – тем самым падение нравов утверждая.

И здесь давайте вспомним, что делала советская власть? Она просто не показывала людям «джигана» и «моргенштерна» (они и тогда были, так или иначе), а показывала Вознесенского, Рождественского, Юлию Друнину, Глеба Горбовского и Рубцова. То есть задавала уровень. А сейчас мы уровня не задаём. Этим уровнем не интересуемся вообще, но только восклицаем: ах, какой ужас – Моргенштерн!

Он не ужас. Он пришёл на пустое место, оставленное государст­вом и культурой. Что у нас является нынче «государст­венной культурой»? Правильно: песни Киркорова в Кремлёвском дворце, Моргенштерн в «Лужниках» и Хой в виде памятника. Ну и чего мы хотим?    
   

Наше государство упрямо, уверенно, последовательно не читает стихов, не знает поэтов, не думает об этом. Но, между прочим, мы, народ, говорим на языке, который в самом прямом смысле создали русские поэты – дедушка Крылов, Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Блок, Есенин, Симонов, Твардовский. В этих именах – система нашей морали, наших ценностей, код нашего будущего, кладези нашего прош­лого. Народ, забывший свою поэзию, свою песню, перестаёт быть народом. Он умирает.

Знаете, почему мы победили в самой страшной мировой войне? Потому что у нас были «Тёмная ночь» и «Эх, дороги», «Жди меня, и я вернусь» и «Василий Тёркин». У фашистов этого не было. У них были марши и агитки. А у нас были гениальная лирика и поэтический эпос о русском солдате. И мы выиграли.

А теперь попробуйте вообразить себе победу с тем, что у нас является «государственной культурой». Не можете? И я не могу. Но это не означает, что у нас другой культуры нет. Она есть. Просто она плюнута. Она никогда не сможет конкурировать с этим вот, что сыплется на нас ото­всюду. Культура не приживётся сама по себе. Её – навязывают.

 Мнение автора может не совпадать с позицией редакции