Владимир Киселёв («Земляне»): «С кем вы, мастера культуры?»

Владимир Киселёв. © / Алексей Даничев / РИА Новости

Основатель группы «Земляне», музыкант, продюсер Владимир Киселёв в открытом письме для aif.ru рассуждает о «титаническом разломе эпох», который мы переживаем, патриотизме «с ругательным» оттенком, артистах, которые едут в Донбасс, и тех, кто никогда там не был и не стремится, о том, можно ли рассматривать сбор гуманитарной помощи в качестве «дискредитации государства» и почему украинские артисты выигрывали на поле поп-музыки у россиян.

   
   

«Когда подходишь к определенному возрастному порогу, а мне уже 70 лет, сложно быть в числе равнодушных, которые молчали, когда у еврея-лавочника сначала забрали деньги, а потом увезли в Освенцим. Как говорили классики, «следом могут прийти и за тобой». Мне казалось, что это не мое дело. «Ну, кто я такой? Чего я буду лезть?» — рассуждал я. Но терять мне нечего, и я ради молодых моих последователей — продюсеров, промоутеров, артистов — хочу высказаться. Тем более, в силу и возраста, наверное, могу уже ничего не бояться и говорить то, что думаю.

Для меня события Донбасса и Крыма — не эпизод. Начиная с 2015-го года, все мои коллективы («Земляне», «Русские», «Санкт-Петербург») выступали в Донецке, Луганске, Мелитополе, Херсоне, Крыму. Мы ездили туда с концертами, возили гуманитарную помощь, реконструировали учреждения культуры. Делали это на свои деньги, считая долгом. Я не стеснялся сообщать об этом в письмах руководству всех уровней для того, чтобы наш пример стал заразительным. Наша деятельность получала положительные оценки руководителей. Но все наши усилия «замыливались» на низовом уровне.

​Приведу один пример. Когда в январе 2021 года по Москве прокатилась волна протестных митингов, все видели, как несладко приходится ребятам из Росгвардии, омоновцам, наводящим порядок. Митингующая «школота» забрасывала их снежками и дымовыми шашками, распыляла газ. Мой сын Юра Киселев по доброй воле вместе с друзьями собрал несколько трейлеров гуманитарной помощи (теплые вещи, еду, напитки и т. д.) для силовиков. Но мы наткнулись на жесточайшее сопротивление. Только вдумайтесь, какие были формулировки, чтобы эту помощь не принять: «Вы дискредитируете госорганы, демонстрируете, что у государства нет средств на помощь». Это были не пулеметы и автоматы. Но тем не менее гуманитарный груз не хотели принимать. Благодаря содействию пресс-секретаря МВД Ирины Волк мы с огромным трудом всучили его. И ни один из начальников не прибыл на место вручения.

​Выяснилось, что когда предлагаем помощь мы, то этого делать нельзя, это дискредитация государства. Нам добро не дали. А об акции Народного фронта «Всё для Победы», в рамках которой для наших военных на передовой приобреталась экипировка, приборы ночного видения, прицелы и многое другое, сообщили на федеральном Первом канале — и никакой дискредитации армии.

В ток-шоу Владимира Соловьева, Ольги Скобеевой эксперты, умные дяди стали заявлять о том, что у нас нет нужного количества дронов, бронежилетов, аптечек, радиостанций. Когда я стал трубить об этом, меня упрекали, что я провоцирую раскол в обществе. Но я просто призывал обратить на это внимание. В итоге поднялась волна. Многие жители нашей страны правильно отреагировали на ситуацию — появились фонды, помогающие собирать деньги и закупать всё необходимое для военных, детишки на сэкономленные от завтраков деньги стали посылать подарки бойцам на фронт. Люди, отстаивающие на передовой интересы страны, должны чувствовать поддержку общества».

   
   

«Противостояние с Западом никогда не закончится»

«24 февраля 2022 г. случился титанический разлом. Уже на следующий день мы поняли, что живем в другом историческом периоде. Не сразу, но пришло осознание, что экзистенциальное противостояние с Западом никогда не закончится. Уже 1 марта, а потом и 8-го, группа “Земляне” участвовала в первых телемарафонах по сбору средств на военные нужды. Но и тут намстали чинить препятствия — не давали возможности доехать на освобожденные от нацизма территории. Мы вынуждены были арендовать за свои деньги автобусы и машины. Три месяца мы возили в Донбасс гумпомощь без поддержки государственных органов. При этом находились средства для отправки в Донбасс артистов, которые получали гонорары за свои выступления. Я знаю эти цифры — от 500 тысяч до 2,5 млн рублей. А нельзя было вместо артистов потратить эти деньги на бронежилеты, продукты, аптечки, рации? И потом сама идея платить артистам деньги за “проявление патриотизма”, с моей точки зрения, аморальна. С ершистыми, колючими самодостаточными артистами соответствующие ведомства не могут находить общий язык. Им легче договориться с ручными “звездульками”, которые за государственные деньги “демонстрируют патриотизм”, выступая вдали от СВО. Я считаю, что дискредитируется сама идея патриотизма, когда оплачиваются выступления артистов в поддержку СВО.

Просить в нынешних условиях у государства деньги на проведение патриотических акций аморально. Мы проводим мероприятия за свой счёт. Хотя в наших концертах участвуют не последние артисты: Юлия Чичерина, Григорий Лепс, Лариса Долина, группы “Земляне”, “Русские”, “Джанго”, Юлия Барановская, ЮрКисс, Елена Север. Все эти артисты работали в непосредственной близости от линии соприкосновения. Но никто из них даже не заикнулся о том, чтобы им заплатили».

«Не все должны ехать в Донбасс»

«Музыка на изломе, во время краеугольной смены эпох, как ни странно, становится очень серьезным фактором поддержки. Я неговорю, что все артисты должны ехать в Донбасс. И в Великую Отечественную войну, когда существовали фронтовые бригады, далеко не все артисты ездили на передовую. Многие «откосили». Но круг тех, кто ездит на передовую сегодня, неприлично узок — 10-15 человек. А остальные? У меня ни к кому нет претензий, не собираюсь никого «мочить», если кто-то куда-то не поехал. Говорю лишь с позиции, что делаем мы. Когда, пользуясь своими дружескими отношениями, обращаюсь на радио и телевидение с просьбой рассказать об этом, мне говорят: «Сейчас не время». А когда будет время? Если мы не будем рассказывать о тех, кто поехал, не поедут другие.

И необязательно петь на передовой остро социальные песни. Послушайте, какие музыкальные произведения звучат в военной драме Леонида Быкова «В бой идут одни “старики”» — «Смуглянка», «Вечерний звон», «Эх, дороги», «В землянке», «За того парня». Это лирические песни. В такое время бойцам на передовой особенно нужны «весточки из дома», из мирной жизни. Опять-таки если взять репертуар «Землян», то мы никогда не писали ярко выраженных социальных, «плакатных» песен. Но песня «Путь домой» стала гимном для солдат, возвращающихся домой с передовой. Борис Громов рассказывал, что под эту песню наша армия выходила из Афганистана.

Не все представители нашей творческой интеллигенции были ура-патриотами и в советское время. На кухнях они ругали советскую власть, травили анекдоты, смеясь над "бровеносцем" Брежневым. Но это не мешало им снимать фильмы или писать песни, прославляющие Родину.

Мы все наблюдали, как долгие годы государство финансировало Богомолова, Роднянского, Серебренникова, других режиссеров-антигосударственников, работавших в театре, кино, на телевидении, а зачастую и в музыке. Видели, как их антироссийскую деятельность поддерживает Запад, раздавая призы на фестивалях за ленты типа "Левиафана". Фильмы эти, мягко говоря, были никакие — бездарные, "графоманские", не имеющие художественной ценности. Вся ценность ряда российских фильмов, получавших призы за границей, состояла для Запада в том, что они были русофобскими.

Хочу напомнить, что первый "Оскар", полученный советским кинематографом, был вручён документальному фильму "Разгром немецких войск под Москвой" 1942 года. Тогда американцы были нашими союзниками и не стеснялись поддерживать наше патриотическое кино.

Американский Пентагон финансирует и курирует создание фильмов, прославляющих ратные подвиги. Можно вспомнить голливудские ленты: "Крылья»", "Лучший стрелок", "Закон доблести", "Поезд на Париж", "Месть падших", "Топ Ган: Мэверик" и т. д. Почему мы не создаём такие фильмы? Слышу аргументы: народ не пойдет на такое кино. А вы сначала профинансируйте, снимите. Всегда можно раздать билеты школьникам и студентам бесплатно. Из класса в 30 человек хотя бы 10 проникнутся подвигами наших героев.

В последние годы слово «патриотизм» в самой России стало ругательным, с ёрническим оттенком. Гражданская позиция забивалась ботами, "банилась" в соцсетях, стала чем-то постыдным и неприличным в среде творческой интеллигенции.

А все потому, что работа в идеологической сфере у нас свелась к интерактивам с «тиктокерами» и блогерами. При этом одной рукой мы финансируем блогеров из госбюджета, а другой готовим закон о запрете популярных иностранных соцсетей — вотчины тех самых "подконтрольных государству" блогеров. Где логика?»

«Милохины и моргенштерны»

«Неудивительно, что главными героями молодёжи стали моргенштерны и милохины. Кто-то же приглашал Даню Милохина, этого "овоща", на Петербургский экономический форум, в проект федерального канала "Ледниковый период". Его же делали лицом молодежи. А сегодня мы объявляем его в международный розыск (формально за то, что не сдал ПЦР-тест на коронавирус по прилете в Россию — Ред.) за то, что выражает поддержку Украине (покрасил ногти в цвета украинского флага, спел гимн Украины — Ред.). Все видели, какое количество орденов и медалей у Андрея Макаревича? А слышали, что говорит покинувший Россию Борис Гребенщиков — называет россиян "психически больными людьми" и "фашистами"? Никто не понимал, что это за люди? Понимали. Просто не придавали этому значения.

Ради Бога, пусть эти деятели культуры "обслуживают" заграничные "филармонии". А мы должны поддерживать неинтернетовскую шелупонь, пишущую заказные посты, а настоящих патриотов России. Роль государства и заключается в том, чтобы помогать своим достойным творцам, чтобы до российской аудитории доходили их творения.

Как делают те же корейцы, например. Корейские исполнители — группа BTS, PSY и т. д. — во всем мире ввели в моду на корейский язык. За какие деньги они раскрутились? За государственные. У французов в ранг государственной политики возведена поддержка своей музыки на родном языке и своего кино. А мы на что государственные деньги тратим? И после этого удивляемся, почему Россия для всего остального мира — это по-прежнему "балалайка и матрёшка". Что, мы не так играем и поём? У нас не такие же студии, где записывается музыка? Почему мы на "Евровидение" делегируем от России Манижу? Ничего не имею против этой певицы, родившейся в Таджикистане, но у меня вопрос: среди тех, кто родился в России, тут вырос и живет, не нашлось достойного кандидата? Мы теперь в "Евровидении" не участвуем, и слава Богу. Надо делать свои конкурсы и фестивали».

«Они тут зарабатывали и покупали экипировку для ВСУ»

«Украинцы обыгрывали нас на поле поп-музыки. Потому что стали вкладывать деньги в идеологию, в продвижение своих артистов. Огромное количество музыкантов, работавших на нашем рынке, были украинскими. Авторы многих песен, клипмейкеры, снимавшие клипы российским артистам, тоже украинцы. Они получали здесь деньги, не платили налоги и увозили заработанное на Украину. А еще демонстративно покупали экипировку для своих солдат, отчисляя 20% заработанных в России денег, по сути, на карательные операции в Донбассе.

У нас и радиоэфиры были забиты украинскими артистами. После 24 февраля начались звонки с требованием срочно убрать украинские песни из ротации. Даже составлялись списки радиостанций, которые убирали, и тех, кто этого не делал. Я, конечно, не упустил случая задать вопрос: а разве 8 лет я не говорил, что это нужно делать? Мало того, что мы терпели это годами, так делаем ещё большую глупость — срочно убираем из эфира. Я говорил: "Мы подставимся, если начнем срочно подчищать эфир от украинского контента". Как только мы уберем их песни, говорил я 25 февраля, они тут же заявят, что у нас нет собственного контента. Нужно было это делать потихоньку, не привлекая внимания, без шума и пыли. При нынешнем программировании нельзя срочно изъять из ротации песни. В эфире появятся дыры. Их сразу нечем заткнуть.

Так получилось, что все украинские артисты, которых раскручивали наши телевидение и радио, сегодня стали нашими большими оппонентами. Идиотизм ситуации состоит в том, что, запрещая украинских и антироссийски настроенных артистов, мы напоминаем лишний раз об их существовании. Чем больше будет тут у них запретов, тем больше поводов уехать на Запад. Находясь за границей в ранге запрещенных у себя в стране людей, диссидентов, они получают бОльшую зрительскую аудиторию, тем самым мы увеличиваем их "капитализацию". Но еще более абсурдно — запрещать въезд в Россию артистам, которые и так уже никогда сюда не вернутся. Самое правильное, на мой взгляд, забыть об их существовании.

В своём открытом письме 8-летней давности я предлагал не запрещать артистов из сопредельных государств, но не популяризировать их. Создавать все условия не им, а своим, патриотически ориентированным артистам, с которыми не страшно идти в будущее. Об "инкубаторе", который бы пестовал таких исполнителей, я и писал 8 лет назад. Но меня никто тогда не услышал.

А как мы хотим иметь патриотическую прослойку творческой интеллигенции, если подаем дурные примеры. Как, например, известный российский композитор, демонстративно хвастающийся своими хоромами в Майами и Нью-Йорке и выкладывающий видео, как на Новый год улетает в США? Так народный артист поддерживает Россию, где зарабатывает деньги, и гражданином которой является? Сколько наших граждан имеют на Западе счета, недвижимость, сколько отправляют за границу своих детей учиться? Эти люди никогда не будут жить в России и служить ей. Чему мы учим такими поступками?

«Не верю в антивоенную сущность Макаревича»

Во всем мире большие артисты, как только у них уходит популярность, начинают лезть в политику. Таких примеров много — Боб Дилан, Роджер Уотерс, Пол Янг. То же самое повторяется и у нас. Как только Макаревич стал терять популярность — начал поднимать вокруг себя хайп и шум громкими политическими заявлениями. Простите, но я не верю в антивоенную сущность Макаревича. Это просто попытка быть на волне. То он воевал с Советским Союзом и был против. Теперь воюет против России. Как та Баба Яга, которая «всегда против». Когда из тебя песок сыпется, понятно же, что ты делаешь это для того, чтобы о себе напомнить. Потому что песен нет. Один из участников группы «Пинк Флойд» Дэвид Гилмор запретил россиянам слушать свою музыку. Во-первых, есть Youtube, где можно послушать любую музыку бесплатно. Во-вторых, хочу спросить: а вы на чьи деньги живёте, господин Гилмор? Не на деньги ли поклонников? Возьми и отправь авторские отчисления с прослушивания и скачивания своих песен. Какой смысл запрещать их слушать?

Я часто просто смеюсь над вдруг проявившейся антивоенной позицией, потому что этим «пацифистам» ничего не мешало при этой власти очень вкусно кушать, получать награды и другие блага.

В период, когда экономика страны переходит на военные рельсы, идеология и культура должны следовать в фарватере движения страны. Идеология и культура должны перейти на «военные рельсы» ради всесторонней поддержки курса Верховного главнокомандующего Путина. Важно консолидировать усилия, объединить разрозненные движения в единый процесс, а не заниматься выяснением отношений друг с другом. Нам сейчас надо с врагом отношения выяснить. Всё это я говорю с 2015 года. Но ничего не меняется. Для общей победы нужны мобилизация и консолидация всего общества, законы.

Мне кажется, что по аналогии со Ставкой Верховного главнокомандующего должен быть создан чрезвычайный орган высшего управления в сфере культуры и идеологии.

Глава нашего ведомства Минцифры Максут Шадаев сообщил, что из России с начала СВО уехало 100 тысяч IT-специалистов. У меня вопрос: а возвращаться они как будут? И когда? Как мы их собираемся возвращать? И как уехавшие в трудный для Родины час будут смотреть в глаза тем парням, которые сейчас на передовой? Вспоминается знаменитый плакат времен Великой Отечественной войны: «Что ты сделал для фронта?» Это может закончиться большим социальным взрывом внутри самой России.

Имею право всё это говорить, во-первых, потому что у меня нет ни звания народного артиста, ни одной государственной награды, и я не живу на бюджетные деньги. У меня есть больше — признание народа. Группа «Земляне» продала 20 млн дисков за годы своего существования. Мы объездили всю страну вдоль и поперек и за границей получали призы и награды. А, во-вторых, мне-то чего бастовать? Россия — это моя Родина. Поэтому мы выступаем и отдаем гонорары той же Горловской больнице. Больница же не участвует в боевых действиях».

«Низкие рейтинги? А вы сначала создайте»

«Нет такого понятия, что какие-то песни сегодня очень нужны, а какие-то — не очень. Все нужны. И патриотические и весёлые. Песня “Не вставай на колени”, которую спели Николай Носков, Игорь Романов и Ivan, не антивоенная и не призывающая к войне. Там очень хорошие стихи, которые написал Стас Пьеха. Сколько сегодня такой поэзии. Вот такие образцы культуры и надо поддерживать вместо Серебренникова и Богомолова. И снова я слышу: такое не слушают, на такое кино не пойдут, низкие рейтинги и т. д. Да, не всегда бывают творческие удачи. Но с другой стороны — какой вы хотите зрительский успех, если вы вскормили молодёжь голливудской продукцией, всеми этими Дюймовочками и Микки Маусами? Вы же их так воспитали?

Чтобы петь песни на Красной площади, большой доблести не нужно. Это не всегда проявление гражданской позиции и демонстрация патриотизма. Важны ПОСТУПКИ.

Никто не знает, кто в итоге станет предателем, а кто будет класть жизнь свою во благо Родины. На философском пароходе в 1920 году уехало много творческой интеллигенции, но многие ее представители вернулись. А сколько офицеров царской армии служило в рядах Красной армии...

У меня нет скелетов в шкафу, поступков, за которые мне было бы стыдно. Затеяли проверку моего Фонда “Федерация”. Но никаких нарушений не нашли. Что в итоге? Были переписаны законы о благотворительности. Юбилейный концерт “Землян” на “Зенит Арене” летом прошлого года, надеюсь, показал, кто есть кто в популярной музыке. Вряд ли кто-то из артистов, имеющих 40-летний творческий багаж, способен сегодня собрать стадион на 50 тысяч человек. Такого ещё долго не будет. Но из концерта на Красной площади “Землян” исключили. При том, что участие группы было согласовано. Со мной решили воевать только потому, что говорю правду, и мне за державу обидно.

Мне кажется, только через правду можно пройти очищение, только правдой, называя всё своими именами, можно что-то изменить, пережить все трудности и пойти дальше».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции