Раньше жизнь была конкретная, а теперь дискретная. Да если вдуматься, мы и сами только что не распадаемся на атомы, и швыряет нас из крайности в крайность, как целлофановый пакет в «Красоте по-американски». Дискретность проявляется ещё и в том, что мы не знаем ответов на самые простые вопросы.
Вчера на съёмке меня спросили, что такое постмодернизм, с чем его едят.
Лично для меня постмодернизм никогда не был тёмным лесом, ответ, что это такое, я вижу на поверхности; если уж на то пошло, в тупик меня ставят другие вещи — например, на кой в синхронное плавание допустили мужчин, но об этом другим разом. Постмодернизм вовсе не являет собой эстетику распада, что приписывается ему невежами, впадающими в сентиментальность только при криках «Россия, вперёд!». (Открою вам секрет; может, в общении с придурками пригодится: когда придурки будут делать умные лица, знайте: я в такие моменты всегда играю на понижение, и играю специально).
Постмодернизм — это не эстетика фрагментации, это не трагедия и не фарс, это трагифарс как альянс, это эстетика объединения мира в единый текст (не путать с «Единой Россией»), не драма, а мелодрама, не преимущество монтировки перед добрым словом, а добро, которое с кулаками. Сочетание квиетизма с жаждой «я мир перевернуть хочу — и от бессилия кричу». «Полковнику никто не пишет» и «Любэ» — это один текст огромной культуры, полифония, а не диспут. Равно как сериал «Теория большого взрыва» и претенциозная Татьяна Доронина — это одно полотно, а не комбинация несовместимых элементов.
Но вот тут начинается самое главное. У вас должно быть достаточно силы воли и вкуса, чтобы разделять эти вещи, материи и категории, чтобы знать, где заканчивается Максим Аверин и начинается Вагнер, где заканчивается Сорокин и начинается проникнутая решимостью отчаяния Гай Германика, где заканчивается Элтон Джон и начинается Ширвиндт. Вкус и сила воли.
Но люди зашоренные, боящиеся чужих мнений, им нужны ранжир, градация, стратисфакция; люди делают полочки и раскладывают: тут сериал «Родина», здесь архивный балет с Плисецкой. Они думают, что такая градация со знаком плюс характеризиует их «нравственную физиономию». Нет же, это лишь указывает на то, что у людей швах со вкусом и образованием. У кого хорошо — тот не боится. Ни дискретности, ни жить.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- Андрей Кончаловский: «Культура определяет политику, а не политика культуру» →
- Сергей Лукьяненко о блоге, «Дозорах» и «фантастических родах» →
- Паоло Коэльо и его новая женщина →