Преданные и свободные!

Владимир Бутенко. © / Из личного архива

Удаль, способность сопротивляться, любить, несмотря ни на что, - вот отличительные черты казаков. Кто кроме Шолохова запечатлел образы казаков в литературе?

   
   

Владимир Бутенко, писатель, редактор литературного альманаха

Впервые к казачеству всерьёз обратился в своём творчестве замечательный русский философ Алексей Степанович Хомяков. Жил он в начале XIX века в Париже. И под влиянием западно-европейского романтизма написал поэму «Ермак». Его современники, в том числе и Пушкин, который и сам в дальнейшем не раз писал о казачестве, высоко оценили произведение. Но создателем образов казаков, которые позже стали эталонными для русской литературы, стал, безусловно, Николай Васильевич Гоголь. Конечно, между художественным вымыслом и реальностью большая разница. Но, работая над своим романом «Притяжение Кавказа» (он увидел свет в этом году), я перелопатил большой объём исторического материала и могу уверенно сказать: созданный Гоголем в «Тарасе Бульбе» образ запорожских казаков - людей свободолюбивых, сильных, красивых, преданных, готовых умирать за свою землю - абсолютно правдив. Эти черты характера остаются незыблемой основой и в последующих произведениях о казачестве.

Новые штрихи к этому образу добавил Лев Николаевич Толстой. О терском и гребенском казачестве он рассказал всему миру в замечательной повести «Казаки». Здесь Толстой впервые заговорил об их историческом значении. И впервые зазвучал Кавказ, Ставрополье - сердце терского казачества. Лев Николаевич с нового ракурса раскрыл глубокие характеры. В том числе и казачек. Если у Гоголя в «Тарасе Бульбе» мы видим только мать, покорную, смиренную, то здесь показаны вольнолюбивые, красивые, сильные женщины с особым отношением к жизни. Это не просто хозяйки. В любви к земле, в отношении к клятве казачьей они не уступают мужчинам. Уверенно держатся в седле, владеют оружием. И это действительно так и было.  Потому что сама жизнь на границе с мятежным Кавказом понуждала их быть в постоянной готовности к бою.

Очень ярко засверкали имена пишущих о казачестве в конце XIX - начале XX в. В их числе Пётр Краснов - донской атаман, написавший в эмиграции 21 роман. Его произведения издавались на многих языках. Но у нас собрание его сочинений увидело свет совсем недавно.  Богатое литературное наследие оставили нам Фёдор Крюков и Александр Серафимович. В их сочинениях не только прекрасное владение языком, но и тонкое знание казачьего быта.

Краснов, Крюков и Серафимович были потомственными казаками. Чего не скажешь о Шолохове.  Но, видимо, эта дистанция, заданная судьбой, позволила Михаилу Александровичу ещё глубже, более объективно и взвешенно увидеть и понять происходящее. Его роман «Тихий Дон» - эпохальное произведение, в котором автору удалось глобально отразить все особенности казачьей жизни на рубеже XX столетия. В 1965 году за эту работу ему дали Нобелевскую премию, несмотря на очень сложную международную обстановку.  

Гражданская война высветила и величайших казачьих поэтов. Это чистокровный семиреченский казак Павел Васильев, который в 20 лет взошёл на поэтический Олимп, а в 27 лет был расстрелян. Он подарил нам многоцветную, самобытную поэзию. По размаху, силе и накалу чувств уникальный поэт. Нельзя не упомянуть и Николая Туроверова - донского казака, который прошёл Гражданскую войну, эмигрировал с Врангелем, во Второй мировой воевал против немцев на стороне союзнических войск. Его стихи настолько глубоки и трагичны, что сразу чувствуется - написаны живым участником событий, о которых идёт речь. А лучшей прозой о Великой Отечественной войне я бы назвал фронтовые заметки Анатолия Калинина, автора романа «Цыган». Калинин был корреспондентом, прикомандированным к Пятому казачьему корпусу. Это соединение формировалось в Кизляре (Дагестан) и под Моздоком (Северная Осетия). Оттуда казаки прошли через Ставрополье, Дон, дошли до Будапешта и Вены.

   
   

О послевоенном периоде тоже писали много: казаки, вернувшись с войны, восстанавливали колхозы. О сельской молодёжи, которая уже думает и об образовании, и карьере, но при этом ещё не растеряла генетическую память, пишет Владимир Фоменко в своём романе «Память земли». Образ казаков в литературе  эволюционирует. Но основа характеров остаётся неизменной по сей день.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

СтоЛИЧНОСТЬ №5 (66), 19 мая 2015
Издается ЗАО «Аргументы и Факты»