Попкорновые битвы

Георгий Зотов. © / Коллаж АиФ

…Как обычно, с приближением годовщины Великой Отечественной нам показывают фильмы о ней — и по телевизору, и в кино. В последнее время наша киноиндустрия расстаралась. Вышел римейк старого фильма «А зори здесь тихие…», масштабное полотно «Битва за Севастополь», сериалы «Истребители», «Молодая Гвардия», по ТВ покажут бондарчуковский «Сталинград». Со стороны они выглядят неплохо… пока ты не совершаешь ошибку и не начинаешь их смотреть.

   
   

Старая версия «А зори здесь тихие…» вызывала у зрителей слёзы своей жизненностью, женщины рыдали на просмотрах. В новой версии жизни больше нет. Там все девушки — как на подбор фотомодели (в прошлой были и деревенские дурнушки, но сейчас другое время: по мнению продюсеров, зрителю интересно смотреть лишь на красавиц). Недаром знаменитая сцена в бане переснята с особым смаком: на голых-то фотомоделей святое дело полюбоваться, хотя вообще-то рейтинг фильма 12+… Ничего, пусть дети лицезреют обнажённых воительниц. Старшина Васков в новой ленте и вовсе фееричен — гимнастёрка на нём мешком, куча складок, хотя из оригинала повести мы знаем о подчёркнутой аккуратности этого персонажа. Немцы — отдельная песня. Это, конечно же, только эсэсовцы. Мы ж отныне подражаем голливудскому кино, а там СС стал брендом вроде чупа-чупса, и его пихают всюду, где только можно: у них и молнии в петличках, и форма красивая… правда, вот незадача — в СС не было частей для диверсий на железных дорогах. Но кого это волнует? У врагов — стальные каски, хотя при десантировании им бы голову оторвало — поэтому люфтваффе в 1939 году и разработало «мягкие» шлемы для парашютистов (кстати, в старой версии фильма они есть). Запоминается жирный пулемётчик, расстреливающий мирных жителей: удивительно, как нацистская армия дошла до Москвы, имея в составе солдат размером с три меня?

Копируя Голливуд, у нас в каждый фильм обязательно лепят любовную линию. Скажем, барышня Катя в «Сталинграде» затмевает сам Сталинград, на фоне её спасения грандиозная битва отходит на второй план. Ну и ещё, конечно (это я уже выше заметил), во всех новых фильмах про войну девушки — исключительно няшечки-красавицы, в прекрасных кудряшках (да, в окопах, где месяцами не мылись, разумеется, завить их было легче лёгкого). Лётчицы в «Истребителях» ходят по аэродрому с распущенными волосами… на винт намотаются, но ерунда же. Служат они, видимо, одной цели — чтобы бойцы в них влюблялись, и моментально погибают, ибо так жальчее. Все бойцы, по новой киношной моде, сплошь религиозны (если судить по «Истребителям» и «Утомлённым солнцем-2») — истово крестятся, носят распятия, иконки.

Но главное — сами сражения, показываемые в этих лентах. Немцев натурально крошат в капусту целыми дивизиями. Один наш в перестрелке влёгкую убивает человек двадцать вражеских солдат, а как пойдёт рукопашная, так и все пятьдесят. Удивительно, отчего мы истекали кровью, потеряв в Великой Отечественной 27 миллионов человек? Судя по российскому военному кино, все битвы были весёлым развлечением, а армия противника, лучшая на тот момент в Европе, представлялась толпой изнеженных придурков, не способных обратить в бегство даже двух кроликов. Немцы российского кино похожи на реальный вермахт и СС, как ёлочная игрушка на средневековую дыбу. Но это ещё не всё. Стало популярно показывать, что враги тоже были люди. Прямо поветрие. В «Сталинграде» командир орёт на бойца, прикончившего «фрица» у реки — «Даже звери на водопое не едят друг друга!» (режиссёр, бедняга, явно «Маугли» перечитал), а немец-офицер трогательно влюблён в русскую девушку (с кудряшками, конечно), которую зловредно убивает наш снайпер. В «Битве за Севастополь» русский раненый делится с раненым же немцем водой (Боже, опять вода!), а женщина, застрелив нациста, находит свадебную фотографию в его кармане и плачет. Я не знаю, было ли такое, но зато я точно знаю одно — здоровые мужики в серо-зелёной форме с засученными рукавами шагали по нашей земле, перемешивая красноармейцев в кровавый фарш, а мы теперь жалостливо показываем в кино, как они, бедненькие, в Сталинграде и других местах горестно помирали. Если бы немцы победили, они снимали бы про нас такие фильмы? Они бы показывали нас людьми? Да вот нетушки.

Когда я ребёнком видел советские фильмы о войне, мне было откровенно страшно. «Иди и смотри», «Иваново детство», «Горячий снег», «Аты-баты, шли солдаты»… а кого напугаешь нынешним кино? Это мультяшка, сусальный гламур, попкорновые битвы. По ним невозможно понять, насколько мы выстрадали свою Победу, какой огромной ценой она далась всему народу. Новое поколение вряд ли поймёт, что же в ней тяжёлого, если один наш боец единственным выстрелом убивал по десять «фрицев»? Ибо свежее российское кино не носит человеческого подтекста, не пытается задуматься о нём — оно служит сугубо развлечению и кассовым сборам. Делая кальку с Голливуда, забывают — там ведь тоже есть разные фильмы… как, например, «Список Шиндлера». Но, Боже мой, кто сейчас в России сделает кино про детский концлагерь Саласпилс, где немцы выкачивали у детей кровь для своих солдат? Это же явно коммерчески невыгодно, любовную линию и спецэффекты туда не поставишь. Раньше фильмы консультировали ветераны, а иногда (как в случае со старой версией «А зори здесь тихие…») снимали и сами фронтовики — поэтому кино и получалось таким жизненным, рвавшим в клочья душу. Нынешние продюсеры к ветеранам не обращаются, для них достоверность абсолютно не важна — требуется сделать красивую картинку, помощнее оформить взрывы, иначе не придут смотреть в 3D. Современное кино создаёт уже чистый миф, оправдываясь тем, что так видит режиссёр. А видения у него специфические. Там и СС в каждой бочке затычка, и армия состояла сплошь из фотомоделей, и нацисты не страшнее хомячков. Число ошибок и огрехов в отечественной киноиндустрии на тему войны достигло критической массы.

К чему это в итоге приведёт? К тому, что у нас уже через 20 лет выйдут в прокат фильмы, где немцы будут появляться в масках Дарта Вейдера, на верблюдах с эмблемой СС и бластерами. Но это уже детали…

   
   

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции