Леонид Павлючик, член правления Гильдии киноведов и кинокритиков:
Помните сцену из романа Фёдора Достоевского «Идиот»? Ту самую, в которой Настасья Филипповна бросает в горящий камин пачки денег. Эта сцена всплывает у меня в памяти, когда я думаю о судьбе нашего кино. Здесь тоже деньги, но только бюджетные, а не загулявшего Парфёна Рогожина, в больших количествах улетают в топку…
Ежегодно на нужды кино у нас выделяется 8 млрд руб. На эти деньги создаётся 120–140 фильмов. Это примерно столько же, сколько снималось в Советском Союзе. Но если в СССР кино многократно окупалось и даже кормило другие отрасли, то нынче возвращают затраченные на них средства от силы 8–10% фильмов. А остальные 90% приносят убытки, иногда – грандиозные.
Вспомните, сколько шума было вокруг фильма «Матильда», который обошёлся в 1,5 млрд руб. и вышел огромным тиражом (1366 копий). Его крутили в кинотеатрах с утра до ночи – по 10–12 сеансов в день. В итоге при оглушительной пиар-акции, которую устроила «Матильде» поклонница последнего русского царя и депутат Госдумы Наталья Поклонская, эта громоздкая альковная драма отбила в прокате лишь 500 млн руб. А ведь для того, чтобы окупиться, лента должна была собрать 3 млрд, т. к. половина заработанных фильмом денег остаётся кинотеатрам. Вы думаете, что после этого режиссёр Алексей Учитель разорился, пошёл по миру с сумой? Нет, его студия «Рок» и он сам благоденствуют и продолжают получать государственные субсидии на новые проекты, как правило, глубоко убыточные. Вот и недавно грянул очередной финансовый провал: фильм Учителя с громким названием «Цой», который обошёлся в 150 млн руб., собрал в прокате только пятую часть от затраченных на него средств. Большие деньги опять улетели в трубу.
Как улетели они в чёрную космическую дыру при работе над фантазийным блокбастером «Вратарь Галактики», который открыл сезон после снятия карантина. Вторичный по замыслу, сюжету, стилистике, фильм Джаника Файзиева собрал в нашем прокате всего 75 млн руб., хотя его бюджет составил 1 млрд. И никакие телепоказы не помогут заведомо убыточной картине свести дебет с кредитом.
Развращённые государственным финансированием, безвозвратными кредитами, наши продюсеры и режиссёры, наделённые в большинстве своём дряблыми творческими мышцами, не умеют да и не привыкли бороться за зрителя. Дух конкуренции им неведом и чужд. Прокатная судьба собственных фильмов их, как правило, не интересует. Ибо доходы наших кинодеятелей никак не увязаны ни с творческим результатом, ни с кассовыми сборами. Оттого российское кино столь безнадёжно проигрывает по всем статьям кино американскому. В том числе, увы, и на собственной территории.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции