Евгений Русак, художник, книжный график, живописец, участник международных выставок. Эксперт экологических программ и международных природоохранных проектов.
Сейчас весь мир с выпученными глазами обсуждает венскую выставку Питера Брейгеля и на всех языках причитает «нет, ну объясните мне, ну почему Вена? Ну чем Нью-Йорк (Москва, Мельбурн и так далее) хуже?». И, конечно, все тут же вспомнили все истории, что они слышали или знали, которые хоть как-то относятся к большим и малым голландцам. Вот буквально только что, в ночи, мой американский приятель попытался мне в сотый раз рассказать, как реставраторы музея искусств и истории при Кембриджском университете в момент профилактической чистки нашли на холсте Хендрика ван Антониссена (который, кстати, провисел у них на стене скромных 150 лет) изображение кита. Поразительно насколько всем понравилась эта история и насколько все думают, что рассказывают прям вот свежий анекдот. Но не важно. История, конечно, и правда замечательная, но наверняка вы все её знаете. Просто этот рассказ о найденном на картине ките напомнил мне куда более прекрасную историю о том, как реставраторы вдруг почистили холст — а там такое! Да, да, да, там было то, что куда смешнее всяких дурацких китов.
Сперва пару слов о том, кто нарисовал ту картину, на которой это всё и нашли — то есть о художнике — это Адриан ван Остаде. Он довольно известен. И сейчас, и раньше. Сколько в Лувре или в Дрезденской галерее его работ — не скажу, а в Эрмитаже их шестнадцать. Ну показатель, согласитесь. Так вот. Родился он в Харлеме, учился у великого Франса Халса. Писал жанровые сценки и сперва — пока был почти как Халс — и потом — когда был уже почти неотличим от Рембрандта. И всегда его фирменным стилем был не мазок или цвет, а едкий юмор. За это его и любили, в общем-то. И покупали. И именно это, если уж быть честным, позволило ему создать целую школу, из которой вышло несколько довольно известных среди малых голландцев мастеров.
Так вот эта картина. Называется «Деревенский рынок с церковью на заднем плане», год написания — 1643. С 1810 года, после того, как она была приобретена будущим королем Великобритании Джорджем IV, она входит в королевскую коллекцию, а с 1903 — она висит в Букингемском дворце. Не так давно реставраторы готовили холст к выставке и тут неожиданно заметили, что кустарник в правом нижнем углу прописан гораздо позднее оригинала. Они схватили скребки, надели красивые увеличительные стекла и стали усердно чистить. И как только все новообразования были удалены, с удивлением обнаружили, что за кустом скрывается милый господин, удовлетворяющий, так скажем, свою естественную потребность. Кто и когда решил, что в королевских дворцах не место гадящим простолюдинам — установить не удалось, но теперь царские особы будут восторгаться творением Адриана в том виде, в котором его написал автор.
Вот такая вот история.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- «С чувством голого реализма». Почему Илья Репин стал легендой ещё при жизни →
- Проверено экспертом. Как отличают шедевры живописи от подделки →
- Охота за лесным пейзажем. Как работал Иван Шишкин →