«Заставь дурака молиться». «Ученик» Серебренникова глазами «Кинотавра»

«Ученик». © / Кадр youtube.com

Новая картина режиссёра Кирилла Серебренникова вызвала небывалый ажиотаж среди гостей сочинского фестиваля «Кинотавр»: посмотреть её собралось наибольшее количество зрителей за все дни киносмотра.

   
   

Фильм «Ученик» создан на основе знаменитого спектакля, поставленного в театре «Гоголь-центр», спектакль же поставлен по пьесе немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга. Это история о старшекласснике Вениамине (Пётр Скворцов), который не на шутку увлёкся Библией. Несмотря на то, что трудный подросток сам совершает жестокие вещи, он смело осуждает окружающих, если ему кажется, что их поступки не совпадают со Священным Писанием. Поведение религиозного фанатика становится серьёзным испытанием для окружающих, и только учительница биологии в исполнении Виктории Исаковой пытается противостоять мальчику.

Мировая премьера «Ученика» состоялась месяц назад на Каннском фестивале, где он получил независимую премию Франсуа Шале. Теперь же в рамках конкурсной программы «Кинотавра» его впервые показали российскому зрителю. АиФ.ru узнал у звёздных гостей сочинского фестиваля, что они думают о провокационном фильме Серебренникова.

Режиссёр и сценарист Борис Грачевский

Я надеюсь, что этот фильм мало кто видел и мало кто увидит. Это очень талантливое, но вредное кино. В фильме огромное количество вырванных из контекста цитат, которые полностью сбивают с толку людей веры, опровергая важнейшие постулаты, идущие ещё от Ветхого Завета. Возникает ощущение, что передо мной антихрист в полном смысле этого слова — нельзя по одному слову надёргивать цитаты из Библии и снова их соединять, как это происходит в фильме. Я, конечно, понимаю и пьесу, и желание автора разозлить всех этим «поперёк движением», тронуть все места, которые только существуют (осталось только про дальневосточных что-нибудь добавить). Но я совсем не понимаю, зачем режиссёр это сделал. Чтобы развалить хоть какие-то основные устои и человеческие взаимоотношения?

Я считаю, что Серебренников как был высоко талантливым человеком, так им и остаётся. Я видел все его картины, а «Изображая жертву» и «Юрьев день» мне вообще показались точными по всему — по мысли, по сарказму, по мощным аллегорическим путям. Другое дело, я не могу понять, зачем нам «Ученик». Мой последний учитель, с которым я делал «Ералаш», всегда спрашивал: «Кому и зачем?». Вот и я такой же вопрос задаю — зачем? И хотел бы послушать Кирилла, что он мне на него ответит.

   
   

Главный герой фильма сам себе противоречит: то он бродит голый, то всё прячет, то вообще убивает (чего никогда не позволяла никакая религия). Всё это совсем непонятно, хотя и очень талантливо сыграно. Надо отдать должное актёрам фильма: блистательной Виктории Исаковой и Петру Скворцову — очень сильные ребята.

Как всегда, можно спорить обо всём, что делает Кирилл, а можно и не спорить. И на мой взгляд это талантливое, но вредное кино.

Актриса Елена Захарова

«Ученик» — настоящее, сильное кино. Наверное, это лучшее, что я пока посмотрела на «Кинотавре». Но после фильма остаётся странное ощущение, и я не могу сказать, что эта картина, которую бы мне хотелось пересмотреть ещё раз.

В фильме поднимается очень тяжёлая тема, связанная с религией, и его основная мысль — нельзя с фанатизмом к чему-либо относиться. Это очень жизненное кино, ведь всегда, в любой стране найдутся люди, которые неправильно трактуют веру, Библию. Не зря же существует поговорка «заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт».

«Ученик» сделан очень талантливо, и в нём хорошие актёрские работы, но во время просмотра я всё время думала: «Почему герою не вызывают скорую? Почему его не покажут психотерапевту?». У него идут на поводу и мать, и вся школа — вот этот вопрос весь фильм меня задевал.

Актёр фильма «Ученик» Александр Горчилин

Всё время идут разговоры, что «Ученик» Серебренникова — это фильм про Бога, про Библию, но, в первую очередь, это фильм о людях. О том, как они не могут коммуницировать друг с другом, как они не видят, не слышат и прикрываются верой или подобием веры.

Наша культура так устроена, что всё самое хорошее делается самым плохим. Также как и главный герой этой картины Вениамин взял в руки Библию и превратил её в оружие. Можно же по-разному трактовать цитаты вроде этой: «Библия — это меч Господень», — вот он и трактует их так, что всё заканчивается очень трагично. Стоит разделять понятия веры и религии. Мне кажется, что если не было бы религии, не было бы так много войн, ведь сейчас большинство разногласий даже у нас в стране происходят из-за религии.

Когда мы только приступали к работе, то думали, что таких людей, как Вениамин, в жизни не бывает, но потом открыли ютуб и увидели ролики с 15-летними ребятами, которые кричат: «Этих надо сжечь, этих убить, этих распять! Они не имеют права жить! Господь так сказал», а рядом стоят мужики, которые с ними соглашаются. Так что не только эта тема, но и образ главного героя сегодня очень актуальны.

Мне сложно сказать, чем фильм «Ученик» отличается от его театральной версии. Возможно, дело в масштабе: в кино больше деталей, больше понимания тонкостей, персонажей. Когда мы делали спектакль, то только начинали искать этих персонажей, разбирать материал. А с работой над фильмом был уже другой кайф: мы вроде играем тот же самый текст, но оказываемся в реальных обстоятельствах. Было интересно создавать что-то новое, когда ты уже знаешь, что делаешь.

Смотрите также: