Выбор редакции: лучшие российские фильмы последних 20 лет

Выбор редакции пал на картины «Груз 200», «Остров», «Хрусталев, машину!» и многие другие. © / Коллаж АиФ

В День российского кино редакция АиФ.ru предлагает вспомнить лучшие фильмы, снятые в нашей стране за последние 20 с лишним лет, — отмеченные наградами, любимые зрителями или прошедшие не столь заметно, но всё равно достойные внимания.

   
   

«Нога», реж. Никита Тягунов (1991)

Дебютный фильм Никиты Тягунова так и остался единственным значимым достижением в карьере режиссёра. С другой стороны, немногие могут похвастаться хотя бы одной подобной картиной в своей фильмографии. Перенесённый в российские реалии одноимённый рассказ Уильяма Фолкнера — сильнейшее кинематографическое высказывание на тему «афганского синдрома» и фантомных болей, как физических, так и душевных. Желая отомстить за убийство брата, Мартын в ярости убивает жителей мирного кишлака. В этом бою сам теряет ногу, которую в госпитале заменяют протезом, возвращается на родину и пытается начать жизнь заново. В видениях ему является призрак брата, которого он просит найти и уничтожить ампутированную ногу. Мартын уверен, что она превратилась в его двойника-убийцу. Одно из главных достоинств фильма — актёрский состав. В роли погибшего брата — Пётр Мамонов, в роли Мартына — Иван Охлобыстин (в титрах Иван Чужой), сыгравший здесь чуть ли не лучшую свою роль.

«Курочка Ряба», реж. Андрей Кончаловский (1994)

Продолжение своей же картины «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» режиссёр снял спустя почти 30 лет после первого фильма. Столько же времени проходит и по сюжету. Жительница глухой деревни Ася, которую вместо Ии Саввиной играет Инна Чурикова, наблюдает, как умирает на её глазах эта самая деревня. Вместо социализма — алкоголизм, те, кто пошустрее, давно перебрались в город, остальные доживают свой век на руинах. Оставшаяся одна Ася местным самогоном не брезгует, и, выпив, беседует с курицей. Во многом сказочная, а оттого нелепая история показывает довольно точную картину постсоветской действительности, где на одном клочке земли ютятся доживающие век селяне и фермеры-капиталисты, и тут же рядом творится исконно русская фантасмагория с золотыми яйцами.

«Ширли-мырли», реж. Владимир Меньшов (1995)

В списке исполнителей ролей в этом фильме нет неизвестных имён, что превращает и без того безумный фарс в своего рода «междусобойчик» — все друг друга знают, а потому свободно погружаются в сюжетный круговорот, способный дать фору любому индийскому фильму. Здесь и разлучённые братья-близнецы, и цыгане, и русская мафия, и огромный алмаз, за которым охотятся все без исключения герои. Снят фильм в абсолютно клиповой стилистике, когда кадры сменяют друг друга со скоростью света — так же быстро развиваются события и звучат шутки, в которых вся скорбь русского народа.

   
   

«Брат», реж. Алексей Балабанов (1997)

Наверное, главный российский фильм 90-х с Сергеем Бодровым-младшим в роли дембеля Данилы Багрова, который приезжает в Петербург по совету матери. Она рассказывает, как хорошо живёт в северной столице старший брат Данилы Виктор, которого сыграл Виктор Сухоруков. На месте герой Бодрова выясняет, что Виктор работает киллером и нажил немало врагов в местных криминальных кругах. Решать проблемы брата невольно приходится Даниле — с самодельным обрезом и музыкой «Наутилуса Помпилиуса» в плеере.

«Вор», реж. Павел Чухрай (1997)

Номинированный на «Оскар» и получивший спецприз Венецианского кинофестиваля фильм, в котором Владимир Машков сыграл одну из самых искренних, органичных и попросту сильных своих ролей. Действие происходит в начале 50-х, в неустроенное послевоенное время. Мать, в одиночку воспитывающая сына, знакомится в поезде с попутчиком в военной форме. Случайная встреча перерастает в роман. Однако герой Машкова Толян оказывается вовсе не военным, а вором.

«Хрусталёв, машину!», реж. Алексей Герман (1998)

Последний из законченных самим Германом фильм — беспросветная, местами невыносимая, почти бессюжетная картина о жизни накануне смерти Сталина. Герман снял не историческую ленту, а скорее ощущение от определённой эпохи. На Каннском фестивале, где фильм был представлен в основном конкурсе, и критики, и зрители восприняли стилистику Германа без особого энтузиазма, однако со временем отношение изменилось, и теперь ленту принято считать образцом уникального режиссёрского киноязыка. Впрочем, и с показов вышедшего в прокат уже после смерти Германа эпического творения «Трудно быть богом» зрители уходили — смотреть на концентрированный реализм фильмов Германа и спустя 15 лет трудно, но потерпеть всё же полезно.

Кадр из фильма «Хрусталёв, машину!». 1998 год.

«Молох», реж. Александр Сокуров (1999)

Первый фильм тетралогии о власти по сценарию Юрия Арабова, который был признан лучшим в Канне. Исторически-поэтическая лента об одном дне из жизни Гитлера и Евы Браун, которые проводят выходные в своём домике в Альпах. Бесконечные разговоры, бытовые дела и драма о невозможной любви. Война здесь показана не на полях сражений — жизнь в фильме вообще выглядит мирной — а как невидимая сила, разрушающая душу одного человека. И уничтожение всего мира — неизбежное и очевидное, даже оставаясь за кадром, следствие этой личной трагедии.

«Приходи на меня посмотреть», реж. Олег Янковский, Михаил Агранович (2000)

Новогодняя мелодрама с самим Янковским в роли незадачливого ухажёра, ехавшего на свидание к возлюбленной, но по ошибке попавшего в квартиру к совершенно незнакомым людям. Дверь открывает одинокая женщина средних лет — Татьяна в исполнении Ирины Купченко. Она живёт с матерью (Екатерина Васильева), которая то и дело грозится умереть и винит себя за неудавшуюся личную жизнь дочери. Чтобы угодить ей, Татьяна просит героя Янковского подыграть ей, изобразив её жениха, — он соглашается и, конечно, влюбляется по-настоящему. Смешная, трогательная, немного наивная история с прекрасным актёрским составом, отмеченная призами фестивалей «Кинотавр» и «Окно в Европу» и премией «Ника».

«Даун Хаус», реж. Роман Качанов (2001)

Гротескная трагикомедия по роману Ф. М. Достоевского «Идиот». Фёдор Бондарчук в роли князя Мышкина, Иван Охлобыстин в роли Порфирия Рогожина, а также Артемий Троицкий, Андрей Васильев и другие значимые фигуры общественной жизни России начала нулевых в эпизодах. По большому счёту, все здесь играют самих себя и над этим иронизируют, удивительно точно попадая в образы и сюжетные коллизии романа Достоевского. Пёстрая, психоделическая комедия, разобранная зрителями на цитаты — остроумные, но в основном непечатные.

«В августе 44-го», реж. Михаил Пташук (2001)

Экранизация романа Владимира Богомолова, посвящённого масштабной наступательной операции Красной армии на территории освобождённой Белоруссии. Главные герои — трое молодых офицеров во главе с капитаном Алёхиным (Евгений Миронов) — должны вычислить и обезвредить всё ещё действующих в тылу вражеских агентов, и сделать это как можно быстрее. Достоинство и главное отличие этой картины в том, что режиссёру удалось передать как масштабность исторического момента, так и камерную, личную историю отдельных людей.

«Возвращение», реж. Андрей Звягинцев (2003)

Дебютная лента никому на тот момент не известного Звягинцева 10 лет назад покорила и заворожила не только российских, но и европейских критиков и зрителей, вручивших фильму целых пять призов одного только Венецианского кинофестиваля. Снятая длинными планами в красивейших природных декорациях картина рассказывает историю отца (Константин Лавроненко), который возвращается в семью после многолетнего отсутствия и тут же отправляется с сыновьями в поход, закончившийся весьма трагически. Вместе с восторженными репликами в адрес режиссёра звучали обвинения в неумелом подражании Тарковскому, а то и в откровенном плагиате с целью попасть в программы европейских фестивалей. Обвинения эти звучат и по сей день, впрочем, и фильмы Звягинцева и по сей день участвуют в европейских фестивалях.

«Бумер», реж. Пётр Буслов (2003)

Ещё один успешный кинодебют, но, в отличие от фильма Звягинцева, вовсе не медитативный и философский, а наоборот — динамичный, приземлённый и не вызывающий никаких вопросов и претензий. Четверо приятелей-уголовников убивают сотрудника ФСБ и теперь вынуждены бежать, куда глаза глядят, чтобы спрятаться. Путешествуют герои на чёрном BMW, ставшим в одночасье символом эпохи и поколения, не до конца оправившегося от последствий 90-х.

«Прогулка», реж. Алексей Учитель (2003)

Первое за долгое время лирическое и романтическое отечественное кино и настоящий бенефис актёров «Мастерской Петра Фоменко», которые здесь появляются не только в главных ролях, но и в коротких эпизодах-зарисовках. Двое лучших друзей (Евгений Цыганов и Павел Баршак) гуляют по Петербургу в компании девушки (Ирина Пегова). Оба познакомились с ней несколько часов назад, но очарованы ей настолько, что готовы идти друг на друга врукопашную. Девушка смеётся и продолжает идти в случайном, но только на первый взгляд, направлении. Снят весь фильм «с руки», что даёт максимальное ощущение присутствия.

«Остров», реж. Павел Лунгин (2006)

Главный «юродивый» российского кино Пётр Мамонов — в роли настоящего юродивого, старца-отшельника, исцеляющего паломников. Таким образом он искупает грех, совершённый во время войны, — предательство сослуживца. Смотреть картину стоит хотя бы ради одного Мамонова, хотя и помимо этого в фильме есть поражающие воображение визуальные образы. Например, финальная сцена, в которой Дмитрий Дюжев в образе отца Иова, с бородой и в рясе, несёт на спине огромный крест.

«Груз 200», реж. Алексей Балабанов (2007)

Фильм, от которого отказались Канны и Венеция и который не рекомендован к показу на российском телевидении. Беспощадный к зрителю, притворяющийся ужастиком рассказ о жизни в вымышленном провинциальном российском городе на излёте СССР. Герои — фарцовщик, профессор научного атеизма, дочь секретаря райкома, милиционер — оказываются волей случая в одно время в одном месте, а всё происходящее с ними становится метафорой истории целой страны. Той, где освободившиеся после выгрузки цинковых гробов места в самолёте, летящем в Афганистан, занимают новобранцы.

«Все умрут, а я останусь», реж. Валерия Гай Германика (2008)

«Enfant terrible» современного российского кино ворвалась на экраны с фильмом про старшеклассниц с окраин мегаполиса. Новая искренность, трясущаяся камера, почти документальная история вкупе с провокационным, отталкивающим образом самой Германики. Её фильмы и по сей день продолжают действовать на российских зрителей, как красная тряпка на быка, несмотря на то, что сериал «Школа» выходил на Первом канале. Причём осуждают даже те, кто фильмы не видел. А если посмотреть и сравнить первую работу Германики с самым новым её творением «Да и да», то становится очевидно — тогда, в 2008, было лучше.

«Сказка про темноту», реж. Николай Хомерики (2009)

Похожий на моноспектакль фильм с Алисой Хазановой в роли милиционера из Владивостока. По долгу службы её героиня Ангелина работает с трудными подростками и умеет находить с ними общий язык. А вот в личной жизни никак не может найти подходящего мужчину. А вокруг всё так и располагает к романтике — шумит прибой, парочки гуляют по берегу. Несмотря на, казалось бы, беспросветную провинциальную действительность, льющийся с экрана мат и невесёлую судьбу героини, фильм действительно оборачивается сказкой, а не драмой — как и заявлено в названии.

«Россия 88», реж. Павел Бардин (2009)

Российский вариант «Американской истории X», псевдодокументальная лента о жизни тушинских скинхедов. Оператор якобы наблюдает за жизнью банды изнутри, фиксируя всё происходящее, а герои будто бы не замечают его. В итоге получается чёрно-белая история о любви и ненависти, которая оказывается не столь шокирующей, как можно было подумать. В главной роли скинхеда Штыка, сестра которого влюбилась в грузина, — Пётр Фёдоров.

«Самка», реж. Григорий Константинопольский (2010)

Режиссер «8 ½ долларов» и «Кошечки» в очередной раз снял кино без оглядки на правила, критиков и, возможно, даже зрителей, заслужив похвалы и тех, и других. Сюжет, как и происходящее на экране, отдаёт безумием: уральская тележурналистка Лариса (Екатерина Вилкова) снимает в тайге сюжет про снежного человека. Он существует, его зовут Ваня, и он похищает девушку, рассказывает ей историю своей жизни и признаётся в любви. В роли Вани — одетый в нарочито искусственный меховой костюм Александр Стриженов.

«Шапито-шоу», реж. Сергей Лобан (2011)

Лобан дебютировал в большом кино с фильмом «Пыль», снятым за копейки, но нашедшим путь к сердцам зрителей. Между первым и вторым фильмами Лобан и сценаристка Марина Потапова взяли перерыв в 6 лет, но ожидание того стоило. «Шапито-шоу» состоит из двух частей и четырёх связанных одна с другой историй. На крымском побережье в одно время собираются и московские модники, и родители с детьми, и глухие, и циркачи, и двойник Виктора Цоя, и, конечно, Пётр Мамонов. И без того неровное действие периодически прерывается психоделическими музыкальными номерами-вставками и изобилует псевдофилософскими диалогами, что необъяснимым образом действует гипнотически — оторваться невозможно.

«Горько», реж. Жора Крыжовников (2013)

Закончить список хочется главным русским фильмом прошлого года. Комедия Жоры Крыжовникова про свадьбу в Геленджике с Сергеем Светлаковым в роли тамады, с десантниками, казаками, братом-уголовником, дракой и песней «Одиночество-сволочь». Уморительно смешная и в то же время искренняя, тонкая и трогательная картина, снятая на фоне морских пейзажей и вышедшая в одиночку против армии однотипных пошлых комедий. Фильм Крыжовникова — и про нас, и про всё российское кино, которое смотреть одновременно и горько, и радостно.

Кадр из фильма «Горько». 2013 год.

Возможно вам будет интересно: Лучшие российские сериалы →