Волков бояться. Как Валерия Гай Германика сняла «не хоррор»

«Мысленный волк», 2019 г. © / Кадр из фильма

Две женщины — мать (Юлия Высоцкая) и дочь (Елизавета Климова) — бредут ночью через глухой карельский лес к старому дому, по очереди неся годовалого Васю. Дочь уговаривает мать продать этот дом вместе с землей, даже предлагает выгодного покупателя. А мать в ответ пугает дочь чудовищем — огромным волком, который завелся в этих лесах, периодически бросает дочь и внука одних, чтобы внезапно появиться снова и спросить «что случилось?».

   
   

Когда они добираются до дома и устраиваются там, ничего не меняется. Ненадолго появляется сосед из ближайшего села, который для знакомства надевает маску волка. Да периодически упоминается еще один сосед, у которого есть УАЗ «Патриот» (небольшая роль Федора Лаврова).

Еще есть небольшой эпизод то ли с возрождением умершего, то ли с похоронами, показанными в обратной хронологии — с этой сцены «Мысленный волк» начинается. И горящий лес, сквозь который дочь с внуком уезжают обратно в Петербург — этой сценой картина Германики заканчивается. Ах да, в самые ответственные моменты дом, в котором оказались три поколения этой очень странной семьи, потрясывает.

Внутри этой фантасмагории довольно легко угадать сказку про Красную шапочку — правда, без пирожков и без волка, но с путешествием к бабушке через лес. Волк, впрочем, есть, но он — вернее, они — в большинстве своем не совсем настоящие. Мысленные. Сам этот образ взят из молитвы святого Иоанна Златоуста («от мысленного волка звероуловлен буду»), что для изучающей православие Валерии Гай Германики вполне логично. Тем более что к «мысленному волку» она обращалась еще пять лет назад, когда написала слова к одноименной песне группы «Смысловые галлюцинации», а потом и сняла на неё клип.

Существует, кстати, и еще один «Мысленный волк» — вышедший тоже в 2014 году роман Алексея Варламова, в котором он рассказывал о судьбах своих героев на фоне Первой мировой и двух революций. Но к картине Германики та книга отношение имеет опосредованное — они используют одинаковый образ, но по-разному.

   
   

В фильме очень много символизма — иногда невольного. Например, сына и внука сыграла девочка, но, как призналась Германика на пресс-конференции, это вышло случайно. А вот волк в виде Анубиса, которого встречает героиня Климовой, появился в картине совершенно сознательно — режиссеру (а Германика еще и продюсер) показалось, что так будет правильнее.

Кадр из фильма «Мысленный волк», 2019 г.

При этом она категорически отвергла не только связь со сказкой Перро, но и то, что снимала хоррор — несмотря на все приметы этого жанра. Хоррор, по её словам, ей не интересен; впрочем, судя по всему, пугать зрителя она умеет — ну или дотошно воспроизвела на экране замысел сценариста Юрия Арабова («Фауст», «Орда», «Юрьев день»).

А в целом «Мысленный волк», как и обещали анонсы, оказался об отношениях отцов — или, в данном случае, матерей — и детей. Отношениях, которые еще классики русской литературы показывали непростыми и противоречивыми — здесь любим, здесь не любим, здесь фигу покажем. Германика не стала с этим спорить, а показала относительно простую, но красивую историю, которая снова проговорила простую, но привычную истину — родителей не выбирают. Да и детей тоже.

Кадр из фильма «Мысленный волк», 2019 г.

Смотрите также: