Исторические фильмы про войну у современных российских кинематографистов получаются разными. Выходят фантастический «Рубеж» про оборону Ленинграда и основанные на реальных событиях «Спасти Ленинград» и «Коридор бессмертия», высокобюджетный блокбастер Федора Бондарчука «Сталинград» и так и не ставший блокбастером «Утомленные солнцем-2» Никиты Михалкова. Или боевик про побег из немецкого концлагеря на танке «Т-34» и ремейк советской классики «А зори здесь тихие…». Про отдельные бои тоже снимают фильмы: например, «Несокрушимый», сюжет которого основан на реальном бое экипажа танка КВ-1 с превосходящими силами врага. Фильм «Ржев» продолжает эту серию и рассказывает о тяжелых и кровопролитных боях на Ржевском выступе в 1942 году.
Роте под командой старшего лейтенанта (Сергей Жарков) приказано взять деревню Овсянниково. Рота задачу выполняет, но дорогой ценой. Выжило меньше половины личного состава, которому теперь нужно подготовиться к обороне: немцы скоро перейдут в контрнаступление. По замыслу командования, другая рота должна была взять соседнюю деревню, но там атака захлебнулась, а артиллерия и подкрепление, которое обещает командир батальона, так и не приходят. И бойцы остаются лицом к лицу с превосходящими силами противника.
Сценарий фильма написан на основе повести писателя-фронтовика Вячеслава Кондратьева «Искупить кровью». Кондратьев — один из ярких представителей «лейтенантской прозы»: во время войны он служил на Калининском фронте, получил медаль «За отвагу», был ранен. Публиковаться он начал поздно, в начале 1980-х, когда ему было 59 лет. Несколько его книг были экранизированы: «Сашка», «Привет с фронта», «Брызги шампанского».
В повести «Искупить кровью» (напечатана в 1991 году) Кондратьев снова обратился к своему фронтовому опыту: медаль он получил как раз за бои за деревню Овсянниково.
Название фильма немного путает, поскольку самого Ржева в фильме нет. «Ржев» — это рассказ об одном из многочисленных сражений на длинном фронте Ржевского выступа, который образовался после наступления советских войск под Москвой в конце 1941 года и начале 1942-го. Взять сам Ржев Красная армия не смогла, и появился огромный выступ в линии фронта: от Юхнова и Вязьмы до собственно Ржева. Этот рубеж немцы обороняли отчаянно: такой плацдарм мог понадобиться им, например, для нового наступления на Москву или окружения советских армий, оборонявшихся на северо-западе.
Правда, подобного наступления так и не случилось. Летом 1942 года немецкие войска начали активные действия на юге СССР, стремясь захватить Кавказ и Сталинград. Они продвинулись очень далеко, но своих целей не достигли: напротив, увязли в уличных боях в Сталинграде, где постоянно требовалось подкрепление. Кроме того, нужны были дивизии, которые отбивали бы атаки советских фронтов на других направлениях. Эти дивизии немцы могли взять на Ржевском выступе, если бы не постоянные попытки советских войск «спрямить» линию фронта. Фактически образовалась патовая ситуация: Красная армия не могла взять Ржев, так как большинство резервов шло под Сталинград, а немцы не могли убрать лишние дивизии без риска потерять весь плацдарм. Кровавые бои подо Ржевом продолжались весь 1942 год, и лишь в марте 1943 года город был освобожден. По данным советских и российских историков, во время сражений за Ржевский выступ погибло и было ранено более миллиона советских солдат и офицеров.
Собственно, «Ржев» и является иллюстрацией того, что там происходило, и показывает, почему потери были такими большими. Рота, которая отправилась брать деревню, заранее была списана, как, например, батальоны в книге Юрия Бондарева «Батальоны просят огня». Нужен отвлекающий удар — его наносят, а то, что при этом ударе погибнут весельчак и балагур Костик (Иван Батарев), рассудительный Папаша (Александр Аравушкин), почти понявший войну политрук (Арсений Семенов) и вчерашний школьник Витюша (Дан Розин), для командования не столь важно.
К сожалению, «Ржев» слишком буквально следует литературному первоисточнику. Кондратьев писал «Искупить кровью» уже в перестройку, и отсюда — жалобы солдат на советскую власть, в чем-то карикатурный образ особиста Рыкова (Григорий Некрасов), безжалостный комбат, слишком убежденный в своей правоте политрук и беспартийный ротный. Есть в роте и «бывшие», которые воюют «за Россию», и раскаявшиеся блатные. В общем, весь тот набор, который, в принципе, стал едва ли не обязательным для современного отечественного военного кино.
Впрочем, наносные штампы и пафос отдельных моментов не отменяют того, что героям «Ржева» хочется сочувствовать и хочется за них переживать. Хочется, чтобы они добежали до деревни и победили в бою, чтобы сумели найти еду в разбитых избах, в которых жили немцы, чтобы злобный особист никого не расстрелял.
«Наше кино — попытка подробно показать один день из жизни роты: с боями, переживаниями солдат, муками, борьбой со страхами, смелостью, — рассказал в интервью «АиФ» режиссер «Ржева» Игорь Копылов. — Мы старались сделать его максимально честным и правдивым, показать события так, как было на самом деле».
Война в «Ржеве» действительно показана как грязное и неблагодарное дело, которое настоящие мужчины, будь они хоть трижды особистами, просто делают. Потому, что враг пришел на твою землю, и надо его победить любой ценой. И потому, что есть приказ, нарушать который нельзя. Не из-за страха, а по совести.
Смотрите также:
- Писатель Юрий Бондарев: «Всё простить невозможно. И, наверное, не нужно» →
- Фальшивый «Ржев». Еще одно кино о войне, которое следует забыть →
- Разведчик на мотоцикле. Что не так в сериале «Зорге»? →