Ты у меня целая королевна. 7 принцесс советского кино

Евгения Симонова и Александр Абдулов в фильме «Обыкновенное чудо». © / Кадр из фильма

Стать принцессой можно было даже во времена СССР. Разумеется, речь шла не о настоящих королевских династиях, но получить роль царственной особы могла любая актриса — и даже не совсем актриса, главное, чтобы типаж был подходящим для сказочного персонажа. Советские киносказочники — например, Александр Роу и Александр Птушко — очень серьезно подходили к выбору актрис — или не совсем актрис — для своих фильмов. И такой подход подарил зрителям очень запоминающихся героинь, которые действительно были принцессами, пусть и на экране.

   
   

Нинель Мышкова — Ильмень-царевна

Актриса росла в среде советской военной элиты — ее отцом был генерал-лейтенант Константин Мышков, погибший под Сталинградом в августе 1942 года. Нинель окончила Щукинское театральное училище в 1947-м; во время учебы у нее случился недолгий брак с Владимиром Этушем. Работала в театрах, в кино у нее долгое время была лишь одна роль — в военной драме «За тех, кто в море» (1947).

Разглядел ее «сказочную» внешность Птушко, который в начале 1950-х взялся за экранизацию новгородских былин о купце Садко. Главную женскую роль Любавы Буслаевны режиссер отдал более «народной» Алле Ларионовой, а вот Мышковой досталась роль Ильмень-царевны, дочери Морского царя, которая помогает Садко в его приключениях.

Сказки и дальше помогали Мышковой — она снялась у Птушко еще и в «Илье Муромце», а в 1959-м сыграла у Роу заглавную роль в «Марье-искуснице». Впрочем, кинозвездой актриса так и не стала. У нее было несколько неудачных браков, успешная работа в картине «Гадюка» 1965 года, еще несколько ролей. И был ранний уход из профессии из-за болезни — последнюю роль Мышкова сыграла в 1982 году в детективе «Гонки по вертикали». Скончалась актриса в 2003-м в возрасте 77 лет.

Янина Жеймо — Золушка

Золушка Жеймо, видимо, долго будет выделяться среди других версий этой сказочной героини. Актриса сыграла эту роль в фильме Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро в 1947 году, когда ей было 36 лет. Создатели картины и сама Жеймо приложили серьезные усилия, чтобы Золушка на экране выглядела 16-летней девушкой. Помогли гримеры, выбранные операторами правильные ракурсы — и, разумеется, опыт актрисы. Жеймо играла в кино с середины 1920-х, она снималась и в немых черно-белых лентах, и в первых звуковых фильмах; одну из ролей она сыграла в военной драме «Два бойца». Правда, после «Золушки» ее кинокарьера фактически закончилась — лишь в 50-е Жеймо получила еще одну роль, а затем переехала к мужу в Варшаву и больше не снималась. Скончалась она в 1987 году. 

Ксения Рябинкина — царевна Лебедь

Ксения Рябинкина. «Сказка о царе Салтане» (1966) Фото: Кадр из фильма

Одной из последних работ Птушко стала весьма масштабная экранизация пушкинской «Сказки о царе Салтане».

   
   

Экранизация получилась весьма близкой к оригиналу, а зрителей привлекал и Олег Видов в роли князя Гвидона, и Лариса Голубкина в роли Царицы. И, конечно, необычная Ксения Рябинкина, сыгравшая царевну Лебедь, которая помогла беглецам обустроиться на острове Буяне. При этом Рябинкина не была профессиональной киноактрисой — она окончила хореографическое училище и выступала в балетной труппе Большого театра. Собственно, в кино она так и не осталась, лишь несколько раз появившись на экранах, но продолжила успешную балетную карьеру; много лет была помощником худрука Кремлевского балета. Но ее сын Евгений Стычкин как раз стал актером — и очень популярным.

Наталия Петрова — княжна Людмила

Наталья Петрова. Руслан и Людмила (фильм, 1972) Фото: Кадр из фильма

Последняя работа Птушко и еще одна экранизация поэмы Пушкина, главную роль в которой снова должен был сыграть Видов. Но тот не смог вовремя попасть на съемки, его заменили, а на роль Людмилы режиссер взял 27-летнюю Петрову, которая была очень далека от кино. Она окончила институт иностранных языков, работала моделью — и в поле зрения Птушко оказалась достаточно случайно. Впрочем, это не помешало ей стать хорошей сказочной Людмилой, дочерью киевского князя и невестой богатыря Руслана. Но актрисой Петрова так и не стала — в ее фильмографии всего три роли, две из которых (в картинах «Место встречи изменить нельзя» и «Большая игра») не идут ни в какое сравнение с ролью Людмилы. Она занималась бизнесом, была владелицей студий красоты и ювелирных салонов в Москве. 

Татьяна Клюева — Варвара-краса, длинная коса

Одна из последних работ в кино еще одного выдающегося советского киносказочника Александра Роу, сюжет которой соткан сразу из нескольких сказок. Заглавная героиня получилась из Марьи-царевны, Кощеевой дочери, и Василисы Премудрой, эту роль режиссер отдал совсем юной, 17-летней Клюевой. Впрочем, Клюева уже считалась опытной актрисой, она снималась с 10 лет, играла у Александра Митты в «Звонят, откройте дверь» и еще в нескольких фильмах. Роу собирался дать ей роль в своем предыдущем фильме «Огонь, вода и медные трубы», но актриса не подошла персонажу по возрасту.

А вот в «Варваре-красе» все сложилось идеально. Понятное дело, что главной сюжетной линией была путаница с двумя Андреями, но и Варваре удалось показать свою премудрость и магические способности. Она была дочерью подводного царя по имени Чудо-Юдо Беззаконное (его играл, разумеется, неподражаемый Георгий Милляр), хотя в итоге вышла замуж за сына рыбака. Клюева после этого фильма стала очень популярна, она честно окончила ГИТИС, но от карьеры в кино отказалась после замужества. Переехала в Севастополь, там пережила распад СССР, а после возвращения Крыма в Россию возглавила местное представительство Союза кинематографистов.

Ирина Малышева — царевна и принцесса

Ирина Малышева. Сто дней после детства (1975) Фото: Кадр из фильма

Малышева — из более позднего поколения советских кинопринцесс. Впервые она снялась в кино у Сергея Соловьева, в его фильме 1975 года «Сто дней после детства», звездой там была юная Татьяна Друбич, но и у Малышевой роль получилась заметной. А вскоре режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич (который еще не снял своих «Мушкетеров») пригласил 15-летнюю актрису в свою сказку «Туфли с золотыми пряжками», где ей досталась роль сбежавшей из дворца царевны Марьюшки.

Примерно в то же время вышла еще одна сказка с участием Малышевой — «Принцесса на горошине», поставленная Борисом Рыцаревым («Волшебная лампа Аладдина»). Малышева продолжала сниматься, после школы окончила Щукинское училище, работала в московском театре имени Пушкина. Но все это меркло перед ее личной жизнью. Со времен «Ста дней» она встречалась со сценаристом картины Александром Александровым, но их отношения были далеко не безоблачными; потом был роман с Элемом Климовым, который тоже завершился ничем. Кинокарьера Малышевой в итоге почти завершилась — она много лет работала риелтором, лишь изредка появляясь в различных проектах в небольших ролях.

Евгения Симонова — принцесса 

Сказку Евгения Шварца «Обыкновенное чудо» экранизировали дважды. Фильм Эраста Гарина 1964 года особого эффекта не произвел, а вот версия Марка Захарова в 1978-м стала хитом; что любопытно, все ушедшие в народ цитаты были и в пьесе, но у Захарова они звучали как-то особенно сильно. Принцессу в фильме 1978 года сыграла 23-летняя Симонова, недавняя выпускница Щукинского, которая, впрочем, была опытной актрисой. Она снималась в кино с конца 60-х, а в ее фильмографии были «В бой идут одни “старики”», «Афоня», мюзикл «Под крышами Монмартра» и приключенческая дилогия «Пропавшая экспедиция». Ну а в «Обыкновенном чуде» Симоновой удалось показать такой образ советской кинопринцессы, который, пожалуй, можно считать каноничным — немного взбалмошная, немного непутевая, но добрая и влюбчивая. И удивительно красивая.