Международный женский день празднуется более ста лет, но в нашей стране современный вид — выходной и праздничный — он принял лишь в 1965-м. Впрочем, сам День солидарности женщин отмечался во все годы советской власти. А пропаганду полного уравнивания женщин и мужчин в правах в СССР вели постоянно, к этому подключались лучшие писатели и журналисты. И, разумеется, кинематографисты. Конечно, подлинно «женских» фильмов в СССР не было — в подавляющем большинстве картин главными героями были мужчины, но это, скорее, были веяния времени, которые оказывались одинаковыми и на «Мосфильме», и в Голливуде. Но сильные женские персонажи все-таки тоже появлялись — да и как обойтись без них в стране, в которой «каждая кухарка должна уметь управлять государством»? Этот ленинский завет, может, и не соблюдался дотошно в обыденной жизни, но на экране смотрелся очень внушительно.
«Светлый путь», 1940 г.
Эта картина Григория Александрова с его женой, актрисой Любовью Орловой в главной роли оказалась в тени других работ творческого семейного дуэта. К тому же вышедшая в предвоенный год лента не успела полюбиться, и сейчас от нее остался, пожалуй, только «Марш энтузиастов» Исаака Дунаевского. Но для того времени это была история советской Золушки — простой и неграмотной девушки из деревни, которая устраивается на ткацкую фабрику, становится передовиком производства и получает орден Ленина — высшую награду СССР. Сюжет, впрочем, основан на реальных событиях — несколькими годами раньше в стране развернулось стахановское движение, и среди ткачих его продвигала Клавдия Сахарова, ставшая первой советской многостаночницей; Сахарову избрали в Верховный Совет — и действительно наградили орденом Ленина в 1939 году. Так что Александров и сценарист Виктор Ардов если и придумали что-то свое, то на общую канву событий они не замахивались.
«Карнавальная ночь», 1956 г.
Формально в этой новогодней истории два главных героя, которые борются с закоснелым ретроградом в лице товарища Огурцова (Игорь Ильинский), — это организатор карнавала Леночка Крылова (Людмила Гурченко) и электрик Гриша Кольцов (Юрий Белов). Но то ли так задумывал режиссер Эльдар Рязанов, то ли у него случайно получилось — в общем, к финалу все зрители были уверены, что без Леночки никакой Гриша не справился бы. Конечно, это не история Золушки и не любая другая сказка — обычная комедия с забавными положениями, ушедшими в народ цитатами и замечательной песней в исполнении тогдашней студентки ВГИКа.
«Девчата», 1962 г.
Несмотря на название, фильм не совсем про девчат — хотя и они в картине присутствуют. Просто сюжет получился очень распространенный — например, в США в 1977-м молодые Джон Траволта и Оливия Ньютон-Джон разыгрывали нечто подобное: скромная девушка приходит в новое место и сталкивается с розыгрышем от местного заводилы, но потом приручает его. И в «Девчатах» Тося (Надежда Румянцева) сумела приручить бригадира лесорубов Ковригина (Николай Рыбников) после череды испытаний. С другой стороны, фильм этот все-таки про женщин, причем боевых и решительных— ведь не каждая решится покинуть солнечный Симферополь и отправиться в уральский леспромхоз, где зимой сугробы выше макушки.
«...А зори здесь тихие», 1972 г.
Писатель Борис Васильев признавался, что взял за основу своей повести реальный бой, который дали немецким диверсантам служившие в тылу бойцы, но изменил пол героев: «Женщинам ведь труднее всего на войне. Их на фронте было 300 тысяч! А тогда никто о них не писал». Повесть была опубликована в 1969-м, а уже спустя три года режиссер Станислав Ростоцкий выпустил свой двухсерийный фильм, над которым не плакали, пожалуй, только самые черствые душой люди. Самоотверженная гибель совсем молодых девчонок-зенитчиц никого не оставила равнодушным, и «...А зори здесь тихие» заслуженно стали лидером советского проката (с 66 млн зрителей), оставив позади развлекательный фильм Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию».
«Москва слезам не верит», 1980 г.
Фильм Владимира Меньшова — тоже сказка, но с поправкой на изменившееся время. Судьба трех подруг, которые приехали покорять Москву из глубокой провинции, складывается по-разному: одна вышла замуж и растит детей, вторая так и не нашла своего счастья. А вот третьей вроде бы удача улыбнулась, она даже стала директором огромного комбината, но мужа у нее нет, и она в одиночку воспитывает дочь. В этот момент и начинается мелодрама, в которой сильная женщина (ее сыграла жена Меньшова Вера Алентова) попадает под обаяние случайного знакомого, с которым они стоят на разных ступеньках социальной пирамиды — он слесарь, хоть и необычный (роль Алексея Баталова). Финал в фильме открытый, но это не помешало ему взять «Оскар» в иностранной номинации и заслужить непреходящую любовь зрителей.