На 32-м «Кинотавре» раздали первые призы. Конкурс короткого метра действительно завершился быстро, и жюри во главе с актрисой Ингеборгой Дапкунайте назвало лучшие короткометражки этого года. Главный приз получила картина Антона Елисеева «Хорошая девочка Лида». Елисеев сейчас учится у Николая Коляды на режиссерском факультете екатеринбургского театрального института, и его картина про отношения пары молодых людей — дебют в игровом кино.
А два диплома жюри достались короткометражкам Насти Коркиной «Почти весна» и Софьи Райзман «Герой». Отметим, что картины двух известных актеров — «Мятежный» Евгения Цыганова и «Ангел» Александра Петрова — остались без наград.
Цыганов, впрочем, выходил в этот вечер на сцену сочинского Зимнего театра, он был среди тех, кто представлял фильм — участника основного конкурса — «Медею» Александра Зельдовича. Эта лента приехала на «Кинотавр» в статусе одного из фаворитов, у неё уже есть приз международного кинофестиваля в Локарно. Но вот с покорением сердец сочинского жюри во главе с Чулпан Хаматовой у «Медеи» могут возникнуть определенные сложности.
Картина Зельдовича — это почти дословный пересказ древнегреческого мифа (и трагедии Еврипида) в современных декорациях. Главная героиня — девушка откуда-то с Урала (грузинская актриса и модель Тинатин Далакишвили), она окончила МИТХТ, нашла богатого любовника Алексея (Евгений Цыганов) и родила ему двух детей. В какой-то момент тот решил уйти из старой семьи, жениться на любимой и даже увезти её в Израиль, где возможно обрести покой и счастье. Но на пути к этому счастью оказывается брат девушки — фсбшник, у которого были некие дела с Алексеем и который теперь требует отступных, угрожая в противном случае посадить бизнесмена в тюрьму. И его сестра хладнокровно убивает шантажиста.
Семья перебирается в Израиль, и первое время всё идет хорошо. Но однажды по телевизору показывают новости из далекой России — там найдено тело убитого брата, налаженная жизнь оказывается под угрозой, и в отношениях героини и её почти мужа что-то ломается. Со временем трещина становится всё больше и больше, они отдаляются друг от друга, и вот Алексей, забрав детей, уходит. У него появляется новая женщина, а его бывшая любовница всё больше погружается в безумие, которое позволяет добавить к описанию фильма слово «эротика».
История женщины, которая из-за любви предает свою родину, а затем из-за мести предателю-любовнику убивает собственных детей, трагична сама по себе. Этот античный миф переносили на экран Пьер Паоло Пазолини и Ларс фон Триер; но добавить что-то новое к пьесе Еврипида сложно — древнегреческий драматург создал завершенную трагедию. И перенос действия в нашу современность эту завершенность даже рушит.
Дело в том, что отношение к жизни и смерти две с половиной тысячи лет назад и сегодня отличаются радикально. Сейчас действия Медеи просто подпадают под статьи уголовного кодекса. Греки предоставили разбираться с детоубийцей богам, а убийство брата во время бегства с Ясоном вообще осталось безнаказанным. Медея у Зельдовича тоже остается вне поля зрения полиции, хотя это выглядит, скорее, как подыгрывание автора своей героине — даже после нападения на новую пассию бывшего мужа персонаж Тинатин Далакишвили остается на свободе. К тому же ей на пути постоянно попадаются подходящие её темпераменту и складу характера люди, которые удовлетворяют её порочную страсть (ей, к слову, в фильме уделено значительное внимание).
В результате «Медея» получилась слишком педантичной и буквальной, насколько может быть буквальной современная интерпретация действий героев, которые умерли много тысяч лет назад. К тому же основные события фильма разворачиваются в Израиле и, пожалуй, могут быть переданы известной максимой про то, что богатые тоже плачут. Конечно, здесь слез гораздо больше, чем обычно, но лишь за счет общей кровавости действий главной героини — всё же убийство собственных детей матерью и сегодня превосходит любые зверства рода человеческого.