Странно, абсурдно, неловко. До «Кинотавра» добрался «Человек из Подольска»

Актеры Александр Горчилин и Виктория Исакова. © / Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Конкурсные показы любых фестивалей обычно располагаются очень и очень неровно, они словно пытаются раскачать зрителей на очень длинных качелях — от драмы к комедии, от байопика к фэнтези и обратно к драме. И, конечно, от зрительского кино до фильмов, снятых очевидно с расчетом на фестивальную аудиторию.

   
   

Пятый день «Кинотавра-2020» оказался, пожалуй, именно тем днем, когда эти «качели» проявили себя в полную силу.

Драма «Город уснул» — полнометражный режиссерский дебют сценаристки Марии Игнатенко (соавтор «Преступного человека» Дмитрия Мамулии). Фильм наполнен образами, скрытыми смыслами и намеками. Так, режиссер рассказывает, что спящий город — символ одиночества героя, которое свалилось на него после смерти любимой. «Город уснул» был отобран в программу «Форум» Берлинского кинофестиваля, где претендовал на приз за лучший дебют; возможно, у картины Игнатенко будут и другие фестивальные показы.

По сюжету картины Виктор (Вадик Королев) служит на корабле механиком; однажды боцман зовет его к телефону, и он узнает о смерти своей жены Ники. Виктор сходит на берег, долго добирается до больницы, разговаривает с врачом, а когда выходит на улицу, оказывается, что все остальные люди уснули. Он бродит по замерзшему городу, возвращается на корабль в попытках найти хоть кого-то, кто, как и он, не спит. Правда, встреча с таким неспящим обернется ещё одной трагедией, которая, видимо, заложена изначально.

Любопытно, что на этом «Кинотавре» не только Анна Чиповская представлена сразу в нескольких проектах. Вадик Королев — музыкант популярной группы Oqjav — весьма ударно дебютирует в кинематографе. «Город уснул» был показан в Берлине и вот теперь — в Сочи, а также на «Кинотавре» (и в один день с фильмом Игнатенко) был показан «Человек из Подольска», в котором Королев тоже сыграл главную роль.

Этот фильм снят по одноименной пьесе Дмитрия Данилова, которую с большим успехом ставили многие российские театры. Сценическая первооснова хорошо заметна и в кинематографической версии, но на большом экране удалось показать и то, что недоступно в театральных условиях. Во всяком случае, зрителям не нужно представлять себе огромный бассейн или теплицу со свежими огурцами в подвалах обычного полицейского участка.

Вечер главного героя — 35-летнего Николая Фролова из Подольска (его и играет Королев) — проходит не слишком хорошо. Цыганка крадет у него кошелек, девушка заявляет, что уходит и отдает ему гитару, а в довершение ко всему его задерживает полиция. В участке всё поначалу идет как обычно — никто не отвечает на вопросы о причинах задержания, Николая угрожают избить «до состояния мяса» и подкинуть ему несколько граммом запрещенных веществ. Но потом происходящее всё больше начинает напоминать театр абсурда. У одного из полицейских (Владимир Майзингер) прямо в кабинете стоит барабанная установка, и он мастерски на ней играет, распевая песню про «Голос ЮАО» (газета, в которой работает Николай); Николаю задают странные вопросы о его родном Подольске, спрашивают и о том, как он добирается до работы, что видит по дороге и в какой цвет окрашены стены в его подъезде. Задержанного заставляют танцевать странные танцы, а «человек из Мытищ» — давно обитающий в участке паренек, уже завоевавший себе репутацию среди полицейских (Евгений Кулик), — советует не сопротивляться и сотрудничать.

   
   

Начальник полицейских — капитан (или госпожа капитан) Марина (Виктория Исакова) — доводит ситуацию до полного кошмара. Она напоминает Николаю о его разводе, доказывает, что он сам виноват в уходе жены-красавицы, рассказывает, почему она ушла, и вообще всячески топчет его мужское эго. А в итоге выясняется, что Николай и родной город не знает, и в институте учился лишь потому, что так было надо, и непонятно, как он такой живет и зачем. Да и из Подольска ли он?

Фильм, снятый дебютантом в кино, театральным режиссером Семеном Сверзиным, получился легким и веселым — в противовес «Город уснул». Он смешной, хотя юмор в большинстве построен на противопоставлении ожиданий и реальности близкого знакомства со стражами порядка, которые в этом сюжете не преступников ищут, а помогают людям устанавливать их личность и разобраться, кто же они такие на самом деле. И если с первого раза полностью помочь заблудшему гражданину не получается — как в этом фильме, — то полицейские готовы снова пройти все эти круги то ли ада, то ли чистилища вместе с ним.

Фактически два фильма пятого дня «Кинотавра-2020» из трех — это фантазии, гротекс, даже в чем-то городское фэнтези — жанр, очень редкий на фестивалях. Зато третий — «Кто-нибудь видел мою девчонку?» Ангелины Никоновой — снят с максимальным упором на реализм. Но всё равно он очень похож на сказку.

Дело в том, что «Девчонка...» — это экранизация книги воспоминаний писательницы и кинокритика Карины Добротворской «Кто-нибудь видел мою девчонку? 100 писем к Сереже», в котором она рассказала о своих отношения с известным кинокритиком 90-х Сергеем Добротворским.

Кира (Анна Чиповская) и Сергей (Александр Горчилин) познакомились в университете и вскоре стали парой — примерно так, как сошлись герои книги «50 оттенков серого»: она пришла к нему делать интервью. Правда, продолжения в том же духе не последовало — они поженились, он собирался снимать кино, она ездила по кинофестивалям, они оба писали статьи в различные модные издания начала 90-х. Но в итоге они расстались; Сергей умер от наркотиков, а Кира пронесла любовь к нему через годы и так и не нашла никого, кто смог бы его заменить.

Фильм снят весьма качественно, но слишком откровенно — хотя именно такой была и книга Добротворской. И эта откровенность вызывает неловкость, которую, например, не смог вызвать Мик Джаггер, спевший в том же 1997 году (год смерти Сергея Добротворского) песню «Anybody Seen My Baby?». Впрочем, у него, наверное, и не было задачи поставить зрителя нового клипа Rolling Stones в неловкое положение.