Столичная «лепота». Где снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию»?

... И тут звучит знаменитая фраза Ивана Васильевича, поражённого красотой города: «Лепота-а-а!» © / Кадр из фильма

За что пострадал «Иван Васильевич»? 

— Основой для картины режиссёра Леонида Гайдая стала пьеса Михаила Булгакова «Иван Васильевич», — объясняет москвовед Татьяна Воронцова.Писатель работал над ней с 1934 по 1936 г., к постановке приступил Театр сатиры (Б. Гнездниковский пер., д. 10 (1). Ныне Театр сатиры находится на Триумфальной пл., д. 2.). Театр сатиры тогда располагался в подвале одного из первых московских «тучерезов» 1912 г., созданного по проекту знаменитого архитектора Нирнзее. Жилой 10-этажный дом около 40 м высотой был экзотикой и казался москвичам настоящим американским небоскрёбом.    
   

По сюжету, московский управдом Бунша попадает в XVI век, а царь Иоанн Грозный — в XX век, что порождает массу смешных ситуаций и нелепостей. Весной 1936 г. на генеральной репетиции в Большом Гнездниковском присутствовали руководители ЦК ВКП(б). После просмотра спектакль закрыли, пьесу запретили. Во времена, когда ещё отлавливали скрытых белогвардейцев и монархистов, постановка, где инженер Тимофеев в свою квартиру «живого царя вызвал», была путёвкой в тюрьму. Напечатали пьесу «Иван Васильевич» только после смерти Булгакова в 1965 г. А Гайдаю в его желании поставить комедию «Иван Васильевич меняет профессию» препятствий уже никто не чинил: он в сценарии определённые вещи подкорректировал. Например, у Булгакова машина времени являлась радиоприёмником, а в фильме инженер-изобретатель Шурик (Александр Демьяненко) создаёт настоящий агрегат, переносящий героев в разные века.

В каком доме жил Шурик?

Снималась картина на «Мосфильме» (Мосфильмовская ул., д. 1) (2). Там были сооружены декорации квартиры Шурика, его соседа Шпака (Владимир Этуш), лестничных пролётов, царских палат и др.

В пьесе и в фильме дело происходит в Москве. Но старую Москву Гайдай снимает в Ростове Великом, который у многих ассоциируется со старинными русскими городами. А вот Москва новая, ­1970-х гг., где обитает Шурик и куда попадает царь Иван Грозный (Юрий Яковлев), снята действительно в столице. Дом, в котором живёт наш изобретатель, находится на Новокузнецкой ул., д. 17, посередине между станциями метро «Новокузнецкая» и «Павелецкая» (3). Это необычная позднесоветская постройка с очень узнаваемым зигзагообразным фасадом. Дом из розового московского кирпича — материала, который выпускали именно в столице. Сюда, на Новокузнецкую улицу, переносится царь из XVI века и проникновенно слушает песни Владимира Высоцкого, отсюда же управдом Иван Васильевич Бунша и квартирный вор-рецидивист Жорж Милославский (Леонид Куравлёв) «улетают» в прошлое. 

Когда Шурик носится в поисках электротоваров по Москве, на самом деле он... «спускается» на первый этаж своего же дома. Магазин располагался в том же самом здании. И там же на улице Новокузнецкой стоит телефонная будка, из которой звонит друзьям посплетничать режиссёрская любовница (Наталья Кустинская). Из этого же телефона-автомата звонит жена Бунши Ульяна Андреевна (Наталья Крачковская) — в «скорую». Все, конечно, помнят эту сцену: «И тебя вылечат... И меня вылечат...»

Кадр из фильма

Почему выставка кошек шла в церкви?

Когда царь Иван Васильевич выходит на балкон дома Шурика и бросает взгляд на город, на заднем плане виден красивый храм — церковь Климента папы Римского (Климентовский пер., д. 7) (4). Уникальная, необычная для русского храмового зодчества архитектура. Помпезный, статный, высокий красно-белый храм с элементами барокко, крупные купола, меленькие маковки. А потом царь поворачивает голову и видит с балкона... Моск­ву-реку, начало Кутузовского проспекта, прос­пект Калинина (ныне Новый Арбат) (5). Как он мог всё это разглядеть с Новокузнецкой улицы, загадка. И тут звучит знаменитая фраза Ивана Васильевича, поражённого красотой города: «Лепота-а-а!»

   
   

В популярной картине режиссёра Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» глазами царя Ивана Васильевича (Юрий Яковлев), стоящего на балконе Шурика (Александр Демьяненко), мы видим прекрасную московскую панораму. Перед зрителем набережная Тараса Шевченко, гостиница «Украина», проспект Калинина (ныне Новый Арбат), Кутузовский проспект...
Фото: Кадр из фильма; АиФ / Эдуард Кудрявицкий

Новый Арбат и Кутузовский проспект фигурируют и в проездах по городу, когда режиссёр Якин (Михаил Пуговкин) катается со своей пассией-актрисой. Нам показывают прекрасную церковь Симеона Столпника (ул. Воровского, ныне ул. Поварская, 5) (6). Храм попадает в кадр в эпизодах, когда милиция и «скорая помощь» едут на вызов. Машины выезжают с ул. Воровского и несутся по Новому Арбату в область. После чего заезжают на Бородинский мост. Как вы понимаете, такое передвижение по Москве возможно только в кино!

Кадр из фильма

Интересно, что церковь Симеона Столпника чудом уцелела, когда прокладывали проспект Калинина. Посмотрите, Поварская улица сегодня по нечётной стороне начинается с дома № 5 — это как раз церковь Симеона Столпника. А с чётной стороны первый дом — № 8. Домов с меньшей нумерацией не существует. Они все «ушли» под Новый Арбат. Домом № 3 была школа. Её снесли. А церковь отстояли архитекторы! Для советских времён это редкий случай. Храм в хрущёвское время отреставрировали. В ­1970-е гг., когда проходят съёмки фильма «Иван Васильевич меняет профессию», в церкви размещался выставочный зал Общества охраны природы. В кадр попадают афиши, на которых написано «выставка» и изображён котёночек, свернувшийся клубочком. То есть там «показывали» кошек!

Кстати, церковь Симеона Столпника снята и в картинах «Мимино», «Белорусский вокзал», «Конец операции «Резидент» и др. Это действительно прекрасное творение в стиле русского узорочья, построенное в 1676-1679 гг. по указу царя Фёдора Алексеевича. Известно, что прихожанином этой церкви был Николай Васильевич Гоголь, проживший последние свои годы на Никитском бульваре.

Когда картина Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» вышла на экраны в 1973 г., она сразу стала лидером советского кинопроката: её посмотрели свыше 60 млн зрителей. «Я уверена: если бы не Гайдай, не было бы ни Саши Демьяненко, ни Наташи Варлей, ни меня, ни многих других, — рассказала «АиФ» Наталья Селезнёва, исполнительница роли Зины, жены Шурика. — Гайдай, конечно, ­гений...»

Читайте также: От «Студентов» к Театру сатиры. Наталья Селезнёва рассказала о своей Москве