Снимали себя, жен и Вицина. Любимые актеры советских режиссеров

Режиссер Леонид Гайдай и артист Евгений Леонов работают над фильмом «За спичками». © / Соловьев / РИА Новости

Советские фильмы запоминаются по многим причинам: у них, как правило, крепкий сюжет, не допускающий оборванных нитей, проработанные персонажи, качественная постановка. Исключения, конечно, случаются, но они и не попадают в «золотой фонд». А ещё одна причина, по которой до сих пор ценят фильмы времен СССР, — отличные актерские ансамбли, причем хорошие актеры снимались не только не только в главных ролях, но и в ролях второго, третьего и других планов, создавая необходимую режиссерам глубину кадров.

   
   

И почти у каждого из главных советских режиссеров была своего рода «команда» актеров, которых он старался по максимуму задействовать в своих фильмах. Они, разумеется, всё равно проходили пробы — и почти всегда на общих основаниях, — иногда не попадали в нужный образ и не получали роль. Но чаще их талант позволял постановщикам всё равно найти того персонажа в картине, которого именно этот актер сыграет наилучшим образом. Хотя это и не было правилом, здесь случались самые разные казусы.

Иван Пырьев

После смерти одного из основателей Союза кинематографистов СССР, всесильного директора «Мосфильма» и просто режиссера популярных фильмов (он второй в рейтинге посещаемости, сразу после Эльдара Рязанова) о нем начало ходить множество слухов. Мол, он к актрисам приставал постоянно, а тем, кто отказывал, портил карьеру, да и вообще был почти что русским Вайнштейном. Правдивость этих слухов ничем не подтверждена (кроме того, что некоторые актрисы действительно не сделали карьеру после первых успехов), но вот с любимыми актерами (вернее, актрисами) у Пырьева дело обстоит довольно просто. По исполнительницам главных ролей в его картинах можно изучать его личную жизнь. Например, в «Конвейере смерти» (1933) и «Партийном билете» (1936) играла Ада Войцик, а потом началась эпоха Марины Ладыниной, второй жены режиссера, которая получала главные роли в фильмах мужа с 1937-го («Богатая невеста») до 1954-го («Испытание верности»). Ну а в двух последних работах Пырьева — «Свете далёкой звезды» и «Братьях Карамазовых» — снялась Лионелла Скирда, его третья супруга.

Георгий Данелия

У Георгия Данелии был свой «актер-талисман», для которого он мог даже специально придумать роль, если тот не подходил для уже имеющихся в сценарии: Евгений Леонов. Правда, появился этот «талисман» в карьере Данелии не сразу: тот успел снять «Серёжу», «Путь к причалу» и «Я шагаю по Москве». И только в 1965-м, когда Данелия готовился к съемкам комедии «Тридцать три», ему посоветовали посмотреть на Леонова как на возможного исполнителя главной роли. Первое впечатление оказалось смазанным: режиссер посчитал Леонова «жлобом» за требование оплаты «по первой категории». Впрочем, актер хорошо понимал, чего хочет: он снимался в кино с конца 1940-х, но заметная роль была лишь в «Полосатом рейсе». И требование насчет категории было лишь желанием подстраховаться. Позже недоразумение было разрешено ко взаимному удовольствию, и Леонов сыграл в десяти картинах Данелии (или в одиннадцати, если учитывать и «Джентльменов удачи»). А для «Мимино» Леонову специально написали небольшую роль фронтовика Волохова.

Эльдар Рязанов

Если исходить из количества появлений в фильмах, то любимым актером Эльдара Рязанова был он сам: режиссер снялся в очень небольших ролях почти во всех своих картинах. На самом деле это, конечно, была своего рода «фишка» Рязанова: его персонажи или камео могли быть безболезненно удалены из готового материала, они не оказывали никакого влияния на сюжет. А так он снял в своих работах большинство звезд советского кино: роли в его фильмах играли Иннокентий Смоктуновский, Никита Михалков, Людмила Гурченко, Олег Табаков, Олег Ефремов, Анатолий Папанов, Валентин Гафт, Лия Ахеджакова, Андрей Миронов и многие другие. Но больше всего, пожалуй, Рязанов уделял внимание двум актерам: Андрей Мягков снялся в четырех картинах, а вот Олег Басилашвили — в пяти (или шести, если считать кинокапустник «Карнавальная ночь 2»).

Леонид Гайдай

Признанный мастер советской комедии тоже старался брать в свои фильмы тех актеров, с которыми он, что называется, сработался. Именно он подарил зрителям практически киносериал про похождения студента Шурика в исполнении Александра Демьяненко и создал комедийное трио из Юрия Никулина, Георгия Вицина и Евгения Моргунова, с которыми работал на нескольких фильмах. Но если с Демьяненко и Моргуновым сотрудничество Гайдая закончилось на пяти картинах, то с Никулиным режиссер работал на восьми фильмах (как и с Михаилом Пуговкиным), а с Вициным — на десяти. Отметим, что свою жену, актрису Нину Гребешкову, Гайдай тоже снимал почти во всех своих работах: их совместная фильмография составляет десять фильмов.

Сергей Бондарчук

Сергей Бондарчук начинал свою кинокарьеру как актер. Его первой ролью был Валько в «Молодой гвардии» Сергея Герасимова. Снимать кино в качестве режиссера он начал в конце 1950-х и почти во всех своих фильмах играл одну из центральных ролей. В «Судьбе человека» это был Андрей Соколов, в «Войне и мире» — Пьер Безухов. Бондарчук играл в фильмах «Они сражались за Родину», «Степи», «Красные колокола», «Борис Годунов» и неоконченной экранизации «Тихого Дона». Единственным исключением стал международный проект «Ватерлоо», в котором большинство ролей было отдано западным актерам.