Шпионы и Тверь. О чем рассказывает фильм «Прощаться не будем»

В середине октября 1941 года Калинин готовится к обороне. К городу приближаются немецко-фашистские войска, им необходим этот транспортный узел для успешного наступления на Москву.

   
   

Перед Калинином подготовлено несколько рубежей обороны, но занимать их некому: только что катастрофой закончилась оборонительная операция под Вязьмой, сотни тысяч бойцов Красной армии попали в плен, людей не хватает. И, кажется, город будет взят немцами чуть ли не с ходу, без серьезного сопротивления: среди руководителей высшего звена есть предатель, который всеми силами саботирует подготовку к обороне. Начальнику городского УНКВД Токареву (Артур Ваха) нужно решить, кому можно довериться: майору Горохову (Сергей Горобченко), лейтенанту Тимофееву (Егор Бероев) или коменданту Калинина майору Сысоеву (Андрей Мерзликин). Проблем ему доставляет и дочь Маша (Алёна Чехова), беззаветно влюбленная в Сысоева. Да и сам Сысоев выглядит подозрительно и общается с уголовником Тяповым (Анатолий Гущин).

Фильм Павла Дроздова «Прощаться не будем» рассказывает о нескольких днях накануне захвата Калинина немцами. Разумеется, реальная история проще, чем показано в «Прощаться не будем», но и трагичнее. Диверсанты, наверное, в городе действовали: это была стандартная тактика немецких войск. Известно и о попытках подрыва моста через Волгу, по которому в город подвозили подкрепление. Но проблемы были намного серьезнее. Генерал-полковник Конев (в фильме его играет Андрей Смоляков) много позже вспоминал, что по приезду в город попал в «очень сложную обстановку». Для Конева Калинин был вторым шансом. Он только что, за несколько дней до этого, был назван ответственным за провал обороны Вязьмы и едва не расстрелян. За него поручился Жуков, который и отправил его прикрывать северный фланг московского направления. Если бы он не справился и здесь, его судьба ничем не отличалась бы от судьбы еще одного командующего Западным фронтом: генерала Павлова.

Справляться, правда, было нечем: войск не было. Успели привезти (по тому самому мосту) стрелковую дивизию неполного состава и укрепить ей курсантов и ополченцев. Именно эти силы и выдержали первый штурм.

В фильме этот момент обороны Калинина показан вскользь, хотя для военной драмы именно он является ключевым, а уж никак не поиски диверсантов в штабе. Но «Прощаться не будем» — не военная драма, а шпионский боевик, который целиком и полностью вытягивается грамотным кастингом. Понять, кто плохой, невозможно: ни Ваха, ни Бероев, ни Горобченко не выглядят абсолютно невинными, а уж Мерзликин — настолько характерный актер, что даже в роли насквозь положительного конструктора Кошкина («Танки») выглядит как шпион сразу десяти иностранных разведок.

Правда, держаться в рамках заявленного жанра фильм упорно не желает. Возможно, одна лишь шпионская история показалась авторам «Прощаться не будем» слишком скучной, поэтому они добавили немного любви, несколько не слишком внятных намеков на политические обстоятельства сталинского времени и все ту же военную драму с подбитыми танками и тонкой линией обороны. Такое разнообразие едва ли пошло картине на пользу. Оно сбивает ритм повествования, отвлекает внимание, да и в целом едва ли не мешает думать над главной загадкой: кто же окажется немецким шпионом и будет ли он вовремя разоблачен.

С другой стороны, для режиссера это картина о своей родине: он из Твери (в советское время — Калинин), историю двухмесячной оккупации города в 1941 году знал по рассказам прабабушки. Потом, как он признавался, была работа в архивах, в результате которой и родился сценарий шпионской драмы об одном из эпизодов Великой Отечественной. Даже сами съемки проходили в Твери, то есть актеры ходили по тем же улицам, что и их исторические прототипы. Да и мост в картине, кстати, вполне настоящий, а киношники впервые получили разрешение на проведение там съемок; немцы, захватив Калинин, этот мост взорвали, но после освобождения он был восстановлен за считаные месяцы.

   
   

И именно жанровое разнообразие позволило привлечь к съемкам жителей Твери: почти пятьсот взрослых и детей, которые были задействованы в массовых сценах, которым фильм обязан наиболее трогательными моментами и которым «Прощаться не будем» (рабочую версию им показали еще в декабре прошлого года) очень понравился. Видимо, это главное: картина нравится ее героям. Ну а финал битвы за Калинин и так известен из учебников истории.

Смотрите также: