«Сандэнс» как предчувствие. Главные фильмы фестиваля независимого кино

Каждый год киноинститут «Сандэнс» получает сотни тысяч заявок. Бесчисленное число независимых драм, документальных фильмов о маленьких героях и больших безумцах и целое море короткометражек от начинающих кинематографистов. Для фестиваля 2015 года были отобраны 172 работы. В течение одиннадцати дней тысячи зрителей и пара десятков членов жюри посмотрят все представленные картины, после чего лучшие по мнению института «Сандэнс» фильмы получат награды. Для кого-то предстоящий фестиваль станет трамплином к по-настоящему большим экранам и сборам. Так прошлогодний победитель «Сандэнса» — драма Дамьена Шазелля «Одержимость» — номинирован на грядущий «Оскар» как «Лучший фильм». Одним из его соперников, кстати, станет ещё одно открытие «Сандэнса» — «Отрочество» Ричарда Линклейтера.

   
   

Художественная программа

В этом году одной из самых громких премьер станет пост-апокалиптическая драма «Z — значит Захария» по мотивам одноимённого романа Роберта О’Брайена. В качестве режиссёра проекта выступил известный по «Эксперименту «Повиновение» Крэйг Зобел. Главные роли в фильме достались Марго Робби, Крису Пайну и Чиветелю Эджиофору.

Серьёзную конкуренцию этому фильму составит Джастин Келли и его гей-драма «Майкл». В отличие от большинства фильмов на ЛГБТ-тематику, в этой картине зрителю будет показана «обратная трансформация» — персонаж Джеймса Франко отказывается от своей личной жизни ради служения религии. Компанию звезде нашумевшего «Интервью» в кадре составят Эмма Робертс и Закари Квинто.

Кадр из фильма «Майкл». В главной роли - Джеймс Франко.

Сильным актёрским составом также может похвастаться драма «Конец путешествия». Режиссёр Джеймс Понсольдт заполучил в проект звезду «Социальной сети» Джесси Айзенберга, а также известных по работам на телевидении Анну Кламски («Вице») и Джейсона Сигела («Как я встретил вашу маму»). Фильм расскажет реальную историю писателя Дэвида Фостера Уоллеса известного сатирическим романом «Бесконечная шутка».

Ещё одна важная драма в программе фестиваля — биографическая лента «Экспериментатор» о деятельности социального психолога Стэнли Милгрэма. Главную роль исполнил Питер Сарсгаард, в проекте также участвовали Вайнона Райдер, Антон Ельчин и Джон Легуизамо.

Кадр из фильма «Медленный Запад».

Критики связывают большие надежды с премьера комедии Ноя Баумбаха «Госпожа Америка». В фильме снимались Грета Гервиг и многообещающая актриса Лола Кёрк. В Парк-Сити также будет представлен «Медленный Запад», новый триллер с Майклом Фассбендером в главных ролях. Для режиссёра Джона Маклина эта лента стала дебютом в полнометражном кино.

В ходе фестиваля ожидается ещё один сильный дебют — драма о взрослении «Дневник девочки-подростка» Мариэль Хеллер. В фильме «Прогулка по Миссисипи» зрители «Сандэнса» увидят Райана Рейнольдса в роли заядлого картёжника. Американец Кайл Патрик Альварез покажет свой новый триллер «Тюремный эксперимент в Стэнфорде» — ещё один фильм по мотивам знаменитых событий, описанных в нашумевшей немецкой ленте 2001 года «Эксперимент». Специалисты также многого ждут от спортивной трагикомедии Брайана Бакли «Бронза».

   
   
Кадр из фильма «Племя».

Российских фильмов на «Сандэнсе» в этом году не будет, зато в программе представлена украинская лента «Племя». В конкурсной программе фильм не участвует, поскольку был впервые представлен ещё в мае прошлого года. «Племя» рассказывает историю любви на фоне криминала и социального кризиса в интернате для слабослышащих.

Пул документалистов

Традиционно не меньшим вниманием на «Сандэнсе» пользуются документальные фильмы. Именно в этой категории год за годом появляются неожиданные победители, и именно в ней в этом году самые необычные новинки. Одним из гвоздей программы на этот раз станет фильм HBO о «Курт Кобейн: чертов монтаж» о печально известном лидере группы Nirvana. Бретт Морган работал над лентой с 2007 года. Съёмочная группа получила доступ к личному и семейному архивам семьи Кобейна, а исполнительным продюсером фильма стала Фрэнсис Бин Кобейн, дочь знаменитого музыканта.

Одним из гвоздей программы на «Сандэнсе» считается документальный фильм о Курте Кобейне. Фото: Commons.wikimedia.org

Алекс Гибни, известный фильмами о Хантере Томпсоне, Джеймсе Брауне и Джими Хендриксе, покажет свою новую разоблачительную ленту «На чистую воду: сайентология и тюрьма веры». В историческом экскурсе «Чак Норрис против коммунизма» Илинка Калугареану вспомнит 90-е годы в Румынии и какое влияние на умы молодёжи оказали первые видеокассеты с голливудскими фильмами. В тон этой картине в Парк-Сити покажут «Машину времени Сэма Клемке» — нарезку любительских документальных записей, которые автор собирал с 1977 года.

Российских зрителей может заинтересовать лента «Русский дятел». В ней Чад Грасия покажет серию интервью с украинским художником Фёдором Александровичем, рассказывающем об антенне в Чернобыле, построенную советскими инженерами для контроля над мыслями людей.

Марш независимости

В последние годы фестиваль «Сандэнс» регулярно подвергается критике, мол, в программу попадают преимущественно высокобюджетные проекты, соперничать с которыми начинающим талантам слишком трудно, хотя именно для поддержки последних институт и создавался. Эти претензии отчасти имеют смысл, однако это лишь одна сторона медали — сильные независимые проекты, промо которых начинается с этого фестиваля, добиваются большей известности, чем прежде.

В отличие от киноимперии в Голливуде, где заправляют несколько крупных неповоротливых студий, независимое кино может позволить себе быть намного более гибким и дерзким. Так победитель «Сандэнса»-2013 — «Станция «Фрутвэйл» — во многом предвосхитил расовые беспорядки в Фергюсоне в прошлом году.

Кадр из фильма «Одержимость».

Три года назад лучший документальный фильм по версии «Сандэнса» — «В поисках Сахарного человека» — позже взял «Оскар» в аналогичной номинации. В том же году драма «Звери дикого Юга», получившая главную премию «Сандэнса» номинировалась на «Оскар» как лучший фильм, но проиграла «Операции «Арго»» Бена Аффлека. В этом году по стопам той ленты пойдёт музыкальная драма «Одержимость». Если фильм Шазелля через месяц получит «Оскар», это будет первый случай в истории, когда одна и та же картина названа «Лучшим фильмом» и институтом «Сандэнс», и Американской киноакадемией.

В условиях постоянных сиквелов и доминирующих франшиз поставщиком новых идей и форм служит независимое кино. Именно «Сандэнс» открыл миру такие имена Итана и Джоэля Коэнов, Стивена Содерберга, Тодда Хэйнса, Роберта Родригеса и других классиков современного кино.