Папаша с Уолл-стрит. Рецензия на фильм «Дорогой папа»

Кадр из фильма

Год назад фильм Михаила Расходникова «Временные трудности» спровоцировал скандал. История того, как жесткий отец (его играл Иван Охлобыстин) делал из своего сына-инвалида «нормального человека», вызвала неприятие кинокритиков и многочисленные споры о допустимости подобного обращения с ребенком. В споре, правда, почти забылось, что сюжет картины основан на реальных событиях из жизни бизнес-тренера Аркадия Цукера, разумеется, сильно преувеличенных для создания драмы. Настолько сильно, что Цукер, который был консультантом, сделал специальное заявление: мол, на экране не он, не его семья и не методическое пособие по воспитанию детей. В прокате «Временные трудности» закономерно показали не слишком хороший результат, но Расходников явно учел допущенные ошибки: в его новом фильме «Дорогой папа» претензий к тому, что детей воспитывают как-то не так, быть не может.

   
   

Главный герой «Дорогого папы» – богатый бизнесмен Вадим Дюмин (Владимир Вдовиченков), владелец большой сети продуктовых супермаркетов шаговой доступности, который сколотил свой капитал хитростью, пронырливостью и отчасти даже предательством. У Дюмина горит сделка с китайскими инвесторами: те собираются вложить в его предприятие огромные средства, но требуют, чтобы всё было строго по закону.

Это сложно: акции предприятия были записаны на мать Дюмина, а та после смерти завещала их внучке, дочке своего сына, которую закрутившийся в делах бизнесмен никогда не видел. Теперь ему нужно ехать на малую родину, в Новороссийск, чтобы убедить 15-летнюю Алину (Валентина Ляпина) в своих кристально честных намерениях. А заодно  каким-то образом заслужить прощение бывшей жены (Ирина Пегова), не попасться на прицел местным бандитам и не поругаться со своей помощницей (Иева Андреевайте). И всё это в условиях жуткого дефицита времени и ресурсов.

Тема отцов и детей довольно часто поднимается в современном кино, вовсе не обязательно в тургеневском смысле. Формально, например, и космическая сага «Звездные войны» (во всяком случае, первая трилогия) посвящена именно этому, хотя действие её разворачивается в далекой-далекой галактике. Расходников, кстати, космосом не интересуется, его сюжет максимально приближен к окружающей зрителей действительности. Никаких роботов, «звездных разрушителей» и шагающих танков: только Новороссийск.

Кадр из фильма

По сюжету «Дорогого папы» отец изначально оказывается в позиции просителя, и эта роль для Дюмина совершенно непривычна. Он знает, как  контролировать ситуацию с помощью многочисленных подчиненных, которые следуют установленным им правилам и приносят прибыль. Он может обмануть бизнес-партнера, обвести вокруг пальца хитрых китайцев, но против девочки-подростка (отличная роль 17-летней начинающей актрисы) его навыки не работают или работают не совсем так, как ему хотелось бы. Скорее, даже вредят.

Вообще, конечно, герой Вдовиченкова показан очень разным. В начале картины это акула бизнеса, хрестоматийный делец с Уолл-стрит, потом  зрители видят незадачливого папашу, попавшего в непривычные обстоятельства. А в финале это растерянный человек, который вроде и сделал всё правильно, — или как привык — но столкнулся с необходимостью сложного выбора. Впрочем, выбор, перед которым оказался Дюмин, и в обычной жизни поставит в тупик любого человека.

Кадр из фильма

Но «Дорогой папа» — это всё-таки сказка. Не совсем та, которую рассказывают на ночь, но определенно та, в которой сказочные события оказывают прямое влияние на сюжет. Прилетит вдруг волшебник, и всё станет замечательно. Эта старая песенка крокодила Гены написана словно про этот фильм, тем более что и вертолет имеется, и с мороженым в Новороссийске всё в порядке.

   
   

Смотрите также: