Открыли Америку. Голливудские проекты русских режиссёров

В российский прокат вышел боевик «Ограбление по-американски» — первая голливудская работа режиссёра Сарика Андреасяна, который раньше специализировался на отечественных комедиях («Беременный», «Служебный роман. Наше время», «Что творят мужчины»). Пока Андреасян обдумывает свой следующий проект с участием зарубежных актёров, АиФ.ru вспоминает, кому ещё из наших соотечественников удалось сделать имя в Голливуде.

   
   

Неосуществлённые задумки Эйзенштейна

Светило советского кинематографа Сергей Эйзенштейн одним из первых пытался снять кино в Голливуде. В 1929 году Эйзенштейна, Григория Александрова и Эдуарда Тиссэ отправили в турне по Европе и Америке для обмена опытом. Во время поездки Эйзенштейн предложил американцам два сценария — «Американская трагедия» по роману Теодора Драйзера и «Золото Зуттера» по повести Блеза Сандрара. В 1930 году режиссёр подписал контракт с кинокомпанией Paramount Pictures на постановку «Американской трагедии», но в итоге уже готовый сценарий был отклонён студией с формулировкой «чудовищный вызов американскому обществу» (сценарий «Золота» постигла та же участь). Проект «Американской трагедии» передали Джозефу фон Штернбергу, картина увидела свет в 1932 году, но подверглась острой критике Драйзера, который ратовал за версию Эйзенштейна. Так закончилась голливудская история советского режиссёра.

Сергей Эйзенштейн. Фото: Commons.wikimedia.org

Разочарование Кончаловского

Андрей Кончаловский в1980 году оставил Россию на целое десятилетие в надежде стать своим в Голливуде. Первым его американским проектом стал фильм «Возлюбленные Марии» с Настасьей Кински в главной роли. Картина не слишком успешно прошла в американском прокате, но получила признание в Европе в виде номинации на французскую премию «Сезар». « Я чувствовал себя, как человек, тащившийся несколько лет по безводной пустыне и вдруг добравшийся до колодца. Счастлив был немыслимо — я снова снимал, и при этом снимал там, где до меня не снимал ни один из выпускников ВГИКа», — рассказывал впоследствии режиссёр. Через год на экраны вышел «Поезд-беглец» — история о двух заключённых и женщине, оказавшихся в неуправляемом поезде на полном ходу, а следом — комедия «Гомер и Эдди», получившая приз на фестивале в Сан-Себастьяне. Самым известным голливудским фильмом Кончаловского считается комедийный боевик «Танго и Кэш» с Сильвестром Сталлоне и Куртом Расселом в главных ролях. Однако незадолго до конца съёмочного процесса продюсеры отстранили его от работы, отдав картину на откуп Альберту Магноли. Причиной такого поворота стали разногласия российского режиссёра с продюсерами — по словам Кончаловского, он хотел сделать фильм серьёзнее, чем требовали кинобоссы. Закончив свои картины ««Дуэт для солиста» и «Стыдливые люди», Кончаловский вернулся в Россию, где с огромным энтузиазмом взялся за привычное авторское кино. В своих интервью он не раз признавался, что голливудская система кинопроизводства оказалась ему не близка, но в 2010 году всё же предпринял ещё одну попытку, сняв музыкальный фильм «Щелкунчик и Крысиный король в 3D», с треском провалившийся в американском прокате. В этом году Кончаловский отказался выдвинуть свою картину «Белые ночи почтальона Тряпицына» на премию «Оскар», объяснив это в том числе личными причинами. «В последние годы я достаточно резко критиковал «голливудизацию» российского рынка и пагубное влияние коммерческого американского кино на формирование вкусов и пристрастий наших зрителей. В связи с этим бороться за обладание премией Голливуда мне кажется просто нелепым», — сказал режиссёр.

Фантастика Тимура Бекмамбетова

Пожалуй, самую успешную карьеру в Голливуде сделал Тимур Бекмамбетов. Среди его режиссёрских работ — высокобюджетный блокбастер «Особо опасен» с Анджелиной Джоли и с Джеймсом МакЭвоем и фантастический «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» с Бенджамином Уокером и Домиником Купером. Также Бекмамбетов выступал в Голливуде как продюсер в картинах «Девять», «Аполлон 18», «Фантом». В планах у Бекмамбетова-продюсера — сиквел «Особо опасен» и фантастический боевик «Джеремайя Харм» американско-финского производства, также Тимур планирует переснять историю Бен-Гура. При этом Бекмамбетов утверждает, что не планирует оставлять работу в России и становиться «американским режиссёром». «Я хочу остаться самим собой», — говорит он.

Тимур Бекмамбетов. Фото: wikipedia.org

Эксперименты Сергея Бодрова

Сергей Бодров-старший в начале нового года выпустил фэнтези «Седьмой сын» с участием звёзд — Джулианны Мур, Бена Барнса и Джеффа Бриджеса. Снять фильм российскому режиссёру в 2010 году предложила студия Warner Bros, которая тогда только завершила успешную франшизу о Гарри Поттере и искала похожий материал. Картина снята по роману английского писателя Джозефа Делани «Ученик ведьмака» о 13-летнем волшебнике Томе — этот материал показался Бодрову интересным, и он смело взялся за работу. В итоге высокобюджетный блокбастер собрал в мировом прокате чуть больше половины затраченного бюджета и был разгромлен критиками. «Перенасыщенный по дизайну и надуманный по существу эпос не спасли даже первоклассные актёры — Джулианна Мур и Джефф Бриджес, которые выглядят на экране глупо», — написал Variety. Первый голливудский эксперимент Бодрова «Тот, кто влюблён», снятый в 1996 году по его сценарию, тоже не пользовался большим кассовым успехом — он собрал лишь 18 тысяч долларов. Несколько лет назад режиссёр также говорил, что планирует снять в Голливуде фильм о русской мафии, но подробностей о проекте до сих пор нет.

«Голливуд для кинематографистов – площадка, на которой ты отчётливо понимаешь, можешь ли ты делать кино, которое будет смотреть весь мир, или тебе этого не дано, — анализирует режиссёр. — Если хочешь, чтобы тебя смотрел весь мир, ты должен снять такую картину, которая была бы понятна каждому человеку на планете независимо от его языка, религии, культуры. Голливуд даёт такую возможность — снимать кино для всех, интернациональное и масштабное».

Надежды Сарика Андреасяна

Теперь Голливуд штурмует Сарик Андреасян. Свою первую комедию «Лопухи. Эпизод первый» он снял пять лет назад, затем выпустил спорный ремейк «Служебного романа» и основал собственную компанию Enjoy Movies, заработав репутацию главного штамповщика разбитных отечественных комедий. Его первый зарубежный проект «Ограбление по-американски» удачно попал на кинофестиваль в Торонто — один из важнейших киносмотров мирового кинорынка. По словам Андресяна, он всегда мечтал поработать в Голливуде и был восхищён трудолюбием съёмочной команды. «Весь ключ к успеху американского кино заложен в сценариях и в актёрах», — говорит он. Недавно режиссёр рассказал о своих дальнейших планах — новом фильме с бюджетом около 40–50 миллионов долларов, в который он также привлечёт голливудских актёров.