Новое русло «Тихого Дона»: абсолютное попадание в зрительские ожидания

Кадр из фильма

После сериала «Ликвидация», ставшего настоящим народным хитом, за каждым новым фильмом Сергея Урсуляка и зрители, и критики стали следить с повышенным интересом. И если предыдущая его картина «Жизнь и судьба», снятая по роману Гроссмана, получила высокие оценки экспертов, но среди зрителей особой популярностью не пользовалась, то «Тихий Дон» оказался попаданием, что называется, в «десятку». И причин тому несколько.

   
   

Право на счастье

Первое - это, конечно, качество, которое было у лучших советских (да простят нас режиссёры!) сериалов - «Семнадцать мгновений весны», «Долгая дорога в дюнах», «Вечный зов». От этого мастерства в последние годы мы уже начали отвыкать. Второе - литературная первооснова высочайшего качества. Не зря же Нобелевскую премию по литературе Шолохову дали именно за «Тихий Дон». Написанный в конце 1920-х, он оказался удивительным образом созвучен нынешнему времени. Тот самый случай, когда гениальное произведение, а не очередная «мыльная опера», экранизировано талантливым режиссёром.

Классика и отличается от хорошей литературы тем, что пытается найти ответы на глобальные и вечные вопросы, над которыми бьётся человек и в XIX, и в XX, и в XXI веках. 

«Тихий Дон» - трагедия людей, попавших в жернова истории и новой идеологии, которая ломает человеческие жизни, устои, традиции. Рушатся семьи, сиротеют дети, умывается кровью страна... Для Урсуляка это и было одной из основных тем. «Для меня в этой истории интереснее всего судьбы простых людей в ситуации всеобщего кошмара, - сказал режиссёр в одном из интервью «АиФ». - Право людей жить так, как они хотят жить. Право на невмешательство в чужую жизнь. От чего погибло казачество? Пришли чужие люди и вмешались в их жизнь. Начали её активно улучшать. И улучшили до такой степени, что всё это исчезло. «Каждый человек имеет право на счастье. Жизнь так коротка, что дайте нам возможность испытать счастье. Не мешайте нам жить!» - я бы так сформулировал идею фильма». 

Дефицит эмоций

«В многослойном романе Шолохова я выбрал те пласты, что близки мне, - это семья, дом, малая родина, любовь», - говорит Урсуляк. Тема любви в картине Урсуляка становится основополагающей. «Главное для режиссёра - это страсти, измены, бурная личная жизнь героев и трансформация их отношений на фоне истории, - считает киновед Кирилл Разлогов. - В этом плане новое кинопрочтение «Тихого Дона» абсолютно попадает в зрительские ожидания, в его социальный запрос. Одна из главных движущих сил массовой культуры - это преодоление эмоционального дефицита, который остро ощущается в повседневной жизни. Дикие страсти на экране позволяют этот дефицит преодолеть. Во-вторых, зрителю, которого замордовали политическими новостями, любовный «квадрат» героев оказывается интереснее, чем снова вычитывать какие-то политические акценты и послания».

«Любовь - это счастье или трагедия?» - спросили мы у режиссёра. «Счастье - если любишь Наталью. А если любишь Аксинью - это, конечно, стихийное бедствие». Отношения Аксиньи и Григория - ослепляющее безумие страсти. С какой жадностью (в первых кадрах фильма) Григорий подглядывает в окно, испепеляет взглядом Аксинью, лежащую в объятиях мужа. Эта страсть деструктивна, она, с одной стороны, опустошает и приносит беды героям, но вместе с тем какая женщина не мечтает о том, чтобы её ТАК же любили, как Григорий Мелехов замужнюю Аксинью, - по-настоящему, когда искры летят!   

Чем живы

Третья составляющая успеха - и картины, и романа - надежда, которая живёт даже в самые, казалось бы, безнадёжные и трагичные эпизоды жизни героев. Тот, кто крестил твоего ребёнка, может сказать тебе: «Сапоги сымай! И к обрыву!..» - и нажать на курок. Но даже после таких поворотов судьбы остаётся вера в то, что человек, раздираемый идеологическими противоречиями, любовными страстями, не превратится в зверя. И оберегают его от этого семья, традиции, культура, труд.

«Чем занимались казаки, если они не воевали? Они трудились, трудились с утра до ночи», - говорит Урсуляк. Труд - пусть тяжёлый, муторный, потому что хлеб по-другому не вырастишь, пока потом сто раз не польёшь - он дарит радость. Потому что это созидание! Война - лишь моменты безумия. А земля, поле, табун лошадей, что несётся по траве, - это навсегда. Ради этого ты живёшь, чтобы сказать: «Ну, с хлебом будем!» И как сердце плачет у казаков: «Какие хлеба стоят! А мы убрать не успели... Война проклятущая...» Это тоже один из посылов фильма: неважно, кем ты работаешь, важно, как делаешь своё дело. Если по полной, не жалея себя, если в финале работы тебе радостно от сделанного - значит, не зря живёшь. От этого и возникает счастье.     
   

Герои «Тихого Дона» счастливы ещё и от того, что всё делают со страстью. «У каждого своя правда, - говорит Григорий, - своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь всегда боролись люди. Надо биться с тем, кто хочет отнять жизнь. Надо только не взнуздывать чувства, дать простор им, как бешенству...» 

Шолохов поставил эпиграфом к роману строки из старинных казачьих песен. Герои «Тихого Дона» и слова-то такого - «культура» - не употребляли. Но свои культурные традиции сохраняли. В застольях ли, в горести - пели на Дону так, что душа наизнанку выворачивалась. В сериале музыка играет не последнюю роль. И та, что написал Юрий Красавин, что звучит за кадром. И те народные песни, что поют казаки, - и пока ещё, не ведая грядущего ужаса, когда лишь едут на традиционные сборы, дурачатся, выписывая коленца, и на фронте, когда только песня и позволяла спрятать душу от всей той мерзости, что творилась вокруг.

Тем и спасались герои «Тихого Дона», что держались за культуру и традиции, что получили от дедов. И нам, сегодняшним, можно многому у них поучиться - так же любить, страдать, работать, Родину защищать и хранить традиции.