Много мачех и одна атаманша. Сказочные злодейки советского кино

Екатерина Васильева, Фаина Раневская, Вера Алтайская, Лидия Вертинская, Маргарита Терехова. © / Коллаж АиФ

Для актеров роль отрицательного героя — настоящее испытание. И не только потому, что изобразить зло очень трудно, но и по последствиям для карьеры — амплуа злодея может приклеиться так прочно, что избавиться от него будет очень сложно, а о положительных персонажах можно позабыть на долгие годы, если не навсегда. Вместе с тем антагонист в кино нужен — главный герой должен кому-то противостоять и кого-то побеждать.

   
   

В советских фильмах про обычную жизнь всё было относительно просто. Алексей Смирнов мог легко сыграть тунеядца Федю в «Операции «Ы», добродушного завхоза в «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», бандита из «Свадьбы в Малиновке» или пирата в «Айболите-66», а запомниться зрителям по роли механика Макарыча из фильма «В бой идут одни старики». Юрий Никулин начинал в кино в составе комедийного трио, участники которого изображали мелких хулиганов и самогонщиков, но сыграл и монаха Аатрикея в «Андрее Рублеве», Семена Горбункова в «Бриллиантовой руке» — и, разумеется, следователя Мячикова в «Стариках-разбойниках», рядового Некрасова в «Они сражались за Родину» и майора Лопатина в «Двадцать дней без войны».

И только Георгий Милляр переиграл буквально всю нечисть в киносказках Александра Роу — и не только в них. Но и актрисы от таких ролей нос не воротили — особенно в тех же сказках, где любая фальшь чувствовалась за версту — и считали подобные амплуа вызовом себе.

 

Фаина Раневская — мачеха, «Золушка», 1947 г. 

В этой сказке главной злодейкой однозначно является мачеха Золушки, которая бесконечно изводит приемную дочь различными придирками и не разрешает ей поехать на бал. В экранизации, снятой сразу после войны, роль мачехи досталась великолепной Раневской, которая уже была заслуженной артисткой РСФСР — за работу в театре и кино; многие запомнили её Лялю в «Подкидыше» («Муля, не нервируй меня»). Мачеха у неё тоже получилась колоритной, хотя и совсем не страшной — скорее, забавной («Королевство маловато, разгуляться негде»). Да и на карьеру актрисы эта роль повлияла, пожалуй, только в лучшую сторону — вскоре ей вручили три Сталинские премии подряд (не за «Золушку», конечно, за другие работы), а в 1961 году Раневская стала народной артисткой СССР.

 

Лидия Вертинская — Анидаг, «Королевство кривых зеркал», 1963 г.

Ещё одна сказка Роу, поставленная по повести Виталия Губарева. Зло в этом фильме колоритное и с говорящими именами — правильного мальчика из зазеркалья зовут Гурд (Друг, если прочитать наоборот), отражение Оли — Яло, добрую кухарку — тётушка Аксал (Ласка), а правит там глупый король Йагупоп LXXVII (Попугай), у которого есть министры Абаж (Жаба) и Нушрок (Коршун). Но главной злодейкой там выедена дочь Нушрока — Анидаг (Гадина). Эта роль досталась Лидии Вертинской — супруге знаменитого певца Александра Вертинского, которая и в кино попала благодаря особой аристократической красоте. Впервые она появилась на экране в роли птицы Феникс в «Садко» у Александра Птушко, но в целом актерская карьера её не привлекала. Вертинская сыграла лишь в пяти фильмах, а «Королевство...» стало её последней работой в кино — в дальнейшем она работала по специальности, художником. 

   
   

 

Вера Алтайская — мачеха, «Морозко», 1964 г.

Мачеха в сказках — это всегда верный признак злодейства, и сказка Александра Роу исключением не стала. Правда, и эта мачеха в исполнении актрисы Веры Алтайской — подобно персонажу Раневской в «Золушке» — тоже была героиней, скорее, комической, хотя Настеньке (Наталья Седых), разумеется, было не до смеха. Для самой Алтайской отрицательные героини были уже не в новинку — в конце 1950-х её как раз начали снимать в этом амплуа, и в тех же сказках она играла тетушку-Непогодушку («Марья-искусница») или служанку Асырк («Королевство кривых зеркал»). В дальнейшем она этих ролей тоже не сторонилась, но, конечно, в основном из-за Александра Роу, который умел даже злодеев в своих фильмах подать в выгодном свете. 

 

Екатерина Васильева — атаманша Сонька, «Бумбараш», 1971 г.

Музыкальная комедия-драма про смутные времена Гражданской войны была поставлена по повести Аркадия Гайдара. Рядовой Бумбараш (его играет Валерий Золотухин) в Первую мировую попал в плен к австрийцам, сумел выжить и вернулся в родную деревню, где его все считают мертвым — в том числе и его девушка, которая давно замужем за другим. Но и помимо этого, вокруг деревни происходит всякое — сражаются красные, белые и зеленые, у каждого — своя правда. Ну а одной из сторон этого конфликта является местная банда, которой руководит роковая Софья — бывшая куртизанка, внезапно получившая власть над жизнями людей. Сыгравшая этого персонажа Екатерина Васильева в кино и театр пришла относительно недавно (она окончила ВГИК в 1967-м), и образ злодейки мог повлиять на её дальнейшую судьбу — но обошлось. Она снималась много и разнообразно, играла в кино и в театре, а в 1986-м стала народной артисткой РСФСР. 

 

Маргарита Терехова — Миледи, «Д`Артаньян и три мушкетера», 1978 г.

В детстве персонажи книг Дюма воспринимались однозначно — храбрый гасконец и мушкетеры короля были на стороне добра, а злобный кардинал, его подручные и гвардейцы (которые, к слову, тоже были мушкетерами) хотели совершить нечто чудовищное. По этому принципу к «хорошим» относили и герцога Бэкингема, который вообще-то был англичанином, а Англия тогда активно вмешивалась во внутреннюю смуту во Франции. Впрочем, подросткам эти политические коллизии были не близки, и советская экранизация «Трех мушкетеров» была выполнена примерно также — Д`Артаньян и его товарищи воевали на стороне добра, разрушая козни кардинала. Одной из подручных Ришелье была миледи Винтер — коварная женщина, умеющая и до чужих тайн докопаться, и своё прошлое скрыть, и ядами не гнушавшаяся. Сыграла её Маргарита Терехова — уже опытная актриса (к тому моменту она получила звание заслуженной артистки РСФСР), много работавшая в театре и кино. Конечно, Георгий Юнгвальд-Хилькевич снимал кино развлекательное, а не историческое — и поэтому Миледи у Тереховой получилась роковой и опасной красавицей, которую очень сложно ненавидеть по-настоящему. Возможно, сыграло роль и смешение двух образов из одной эпохи — за два года до «Мушкетеров» вышла «Собака на сене», в котором Терехова был неприступной красавицей, любви которой добивались все окрестные мужчины в виде Боярского, Караченцова и Игоря Дмитриева. Во всяком случае, роль злодейки никак не повлияла на дальнейшую карьеру актрисы.