На январской встрече с лидерами отечественной киноиндустрии Владимир Мединский (тогда ещё министр культуры) предложил проработать идею бесплатных походов школьников в кино.
«Системная поддержка походов в кино школьников носит как социальный, так и образовательный характер. Кроме того, это хорошо и с точки зрения бизнеса, поскольку вырабатывает привычку смотреть кино на большом экране», — сказал он. По его словам, можно было бы внедрить «школьные абонементы», к примеру.
«Домовой» отдувался за всех
Идея действительно выглядит здравой (особенно если учесть, что билет в кино на обычный фильм 2D в столице стоит не меньше 300 руб.). Но тут же возникает вопрос: а что именно будут смотреть подростки по этим абонементам? Всё те же голливудские боевики, приключения или мультики? Ведь жизнь в отечественном детском кино еле теплится.
Это в СССР в год снималось по 30 фильмов для детей и юношества. В выходные и в каникулы утренние сеансы в кинотеатрах отдавали под детское кино и мультики. А в больших городах существовали даже кинотеатры детского фильма. В 2019-м в России было снято 110 новых полнометражных лент. Детское кино было представлено 15 релизами.
Тимур против «кинофастфуда»
Как правильно сказал в своё время академик Сергей Капица, культуру надо вживлять насильственно, иначе вырастет поколение дураков. Вкус надо воспитывать прежде всего у детей. Ведь «кинофастфуд», который сегодня преобладает у нас на экране, становится нормой. И это плохо. Как плохо и то, что свободное время ребята в основном проводят, ковыряясь в своих телефонах. Они перестают общаться. Поэтому коллективный поход в кинотеатр на хороший фильм мог бы стать для них важным событием. Когда я сам был школьником, мы раз в неделю собирались в актовом зале и смотрели кино, а потом обсуждали увиденное. И порой обсуждение оказывалось не менее значимым, чем сам просмотр. Ведь образование и воспитание — вещи взаимосвязанные. Потому что герой хорошего фильма обладает определённой социальной нагрузкой — вспомните кино нашего детства.
— Андрей Алексеевич, а реалии из фильмов нашего детства будут понятны современным подросткам?
— Да, там были определённые идеологические моменты, которые современным детям могут быть непонятны, — пионеры, красный галстук... Но главный посыл того же «Тимура и его команды» — ребята делают доброе дело. Он понятен ребёнку любой эпохи. Или «Белый Бим Чёрное ухо»: то, как пёс до последнего оставался верен своему хозяину, — это тоже поймут все. А уж Мальчиш-Кибальчиш, противостоящий Мальчишу-Плохишу и буржуинам, — там сейчас вообще другие подтексты возникают (смеётся). Но во всех этих фильмах есть главное — противостояние добра и зла. И плохой всегда проиграет хорошему.
Чем наши картины всегда были дороги и ценны? Они были пропитаны любовью к своей стране. В них оказывались заложены определённые идеалы. Я понимаю, что вырос в то время и в оценках советского кино могу быть необъективен. Но я смотрю на то, что происходит сегодня. Это пресловутое слово «толерантность»... Оно же очень непростое. Его можно по-разному трактовать, и эти трактовки нас могут очень далеко завести. Но есть — и были всегда — десять заповедей: не убий, не укради... И если мы любую нашу сказку начнём разбирать, непременно к ним придём. Или возьмите фразу «Жил да был». Жить и быть — это же разные вещи! Быть — значит что-то собой представлять. А живая и мёртвая вода... За каждым из этих сказочных атрибутов — огромный смысл, в том числе и философский. И они оказываются действеннее, чем кондовая мораль, которая бьёт прямо в лоб. Я понимаю, что время идёт, технологии развиваются и даже самую слабую историю с их помощью можно подать очень интересно. Но если в фильме нет сердца, то никакие технологии его не спасут. А в советских фильмах сердце было.
А кадры где?
— Но кто будет наше детское кино возрождать? Специалисты то есть?
— На сегодня — опять же Америку я не открою — у нас не готовят профессионалов для детского кино. Мы обсуждали это с ректором ВГИКа Владимиром Малышевым. Как результат — во ВГИКе должно появиться отделение детского кино. Это уже шаг!
Ещё один вопрос: как донести эти ленты до юных зрителей? Пока их в основном показывают на фестивалях. Надеюсь, что на одном достаточно значимом форуме мы заявим о создании «Фабрики детского кино». Идёт речь и о том, чтобы помогать молодым режиссёрам, которые занимаются детским кино, доводить их дебюты до проката, выделяя под это бюджеты. Так что без господдержки всё равно ничего хорошего не выйдет.
...В 2019 г. правительство распорядилось выделить дополнительно 1 млрд руб. на поддержку национальных фильмов для детской и семейной аудитории. Гранты получили «Летучий корабль» Оксаны Карас (её «Хороший мальчик» в 2016 г. взял Гран-при кинофестиваля «Кинотавр»), «Чук и Гек» Александра Котта и два полнометражных мультфильма: «Князь» — лауреата «Оскара» Александра Петрова про Александра Невского и «Мусор» — от трижды номинанта на «Оскара» Константина Бронзита и Дмитрия Высоцкого. Но много ли кинотеатров захочет их показать? А может, действительно лучше вернуть школьникам нашу старую добрую советскую киноклассику?
Смотрите также:
- «Фильмы превратились в аттракционы». Ректор ВГИК о российском кино →
- Сергей Лукьяненко: «Нам нужен укол позитива» →
- Кино — не детское дело?! →