«Каждый персонаж – оркестр». Владимир Хотитенко о фильме «Бесы»

Владимир Хотиненко во время закрытой премьеры первых серий телевизионного фильма «Бесы». © / Валерий Мельников / РИА Новости

Режиссер Владимир Хотиненко говорит, что образы многих героев у него сложились ещё до начала съёмок четырехсерийного фильма «Бесы» по одноименному роману «Достоевского».    
   

Режиссер представлял, как должен выглядеть Ставрогин, Верховенский, Хромоножка. Поэтому и пробы в большинстве случаев прошли легко.

Как Матвеев бабочек приручал

Владимир Хотиненко: В Антона Шагина и Максима Матвеева я просто влюбился. Они с такой отдачей работали! В этом фильме все хороши, но эта пара особенно. Шагин так просто вырвал эту роль — у меня были планы на другого актера, а Антону я хотел предложить роль Кириллова.

Антон Шагин во время закрытой премьеры первых серий телевизионного фильма Владимира Хотиненко «Бесы». Фото: РИА Новости / Валерий Мельников

— После просмотра первых серий у меня сложилось ощущение, что актёры, играющие Ставрогина и Верховенского, должны были не только внешне и внутренне совпасть со своими персонажами, но и друг с другом.

— Как пара Шагин и Матвеев известны — шесть лет назад они вместе играли в «Стилягах» у Валеры Тодоровского и уже хорошо друг друга знали. У меня вообще значительная часть актерского состава — бывшие однокурсники. И это тоже для фильма было по-своему хорошо...

Так что пробы не были мучительными. А вот подготовка к роли у каждого была очень глубокой. Образ Верховенского у меня сложился довольно четкий — я в этой роли представлял Джонни Деппа, к примеру. Понимаете, о каком типаже я говорю?

   
   

Со Ставрогиным вообще отдельная история. Когда готовился к съемкам, изучил очень много материалов — и о самом Достоевском, и о романе (это мой обычный подход). И выяснилось: многие серьезные исследователи писали о том, что Ставрогина-человека в романе нет. Есть лишь отражение от него. Ставрогин у Достоевского — это, скорее, идея. Именно поэтому играть этого героя очень сложно. Во-первых, Достоевский указывает, что Ставрогин был красив, как Бог. А это, понимаете ли, дело вкуса — кому-то этот человек покажется красивым, кому-то — нет. В этой роли я представлял себе любимого актера Висконти Хельмута Бергера, сыгравшего у него в «Гибели богов». Во-вторых, персонаж этот в романе довольно статичен. Все эти моменты мы с Максимом проговорили.

Максим вообще к работе подготовился основательно. Он изучил историю ставрогинской болезни. Ставрогин ведь шизофреник — на эту тему целые диссертации написаны! Так что Матвеев, чтобы лучше передать состояние героя, поработал с психологами. И заклинание от бесов, которое он произносит в фильме, — реальное! Он его где-то раскопал. Максим пообщался с энтомологами — Ставрогин же увлекался бабочками — и под конец съёмок так лихо их ловил! Снимаем мы сцену, для которой нужна бабочка. А уже холодно, бабочки подмороженные, уснули. Но Максим пошел и минут через 10 принес трех бабочек! Он научился их препарировать, знал их латинские названия... К тому же мы постоянно искали жизнь в Ставрогине, в его статике. И Максим со своей задачей справился на 100%. У нас ведь был чудовищный график съемок. Чудовищный! Но это придавало актёрам еще больший драйв.

Максим Матвеев. 2013 год. Фото: РИА Новости / Екатерина Чеснокова

Костолевский дождался

Юлия Шигарева, АиФ.ru: А Машу Шалаеву в роли девицы Лебядкиной, тайной жены Ставрогина, вы тоже сразу увидели?

— Да, её мы нашли почти сразу. Я вообще давно хотел снимать Машу — ещё со времён «Кинотавра», где я был председателем жюри, а фильму Павла Руминова «Я буду рядом», главную роль в котором сыграла Маша, тогда дали главный приз. И тут у меня сомнений не были никаких — мы сделали пробу, и я сразу понял, что это роль Маши. Вот только правильно хромать она училась довольно долго.

Мария Шалаева во время закрытой премьеры первых серий телевизионного фильма Владимира Хотиненко «Бесы». Фото: РИА Новости / Валерий Мельников

— А роль для Сергея Маковецкого писали специально? Ведь у Достоевского нет в романе никакого следователя Горемыкина.

— Да! Тут даже сомнений не было — только Серёжа. Чем хорош следователь — он давал нам возможность вернуться к персонажам, задать им прямые вопросы и позволить зрителю взглянуть на них под иным углом зрения.

А какая у Серёжи сцена со старцем Тихоном! Когда Маковецкий-Горемыкин заявляет старцу: «А я в бесов не верю». На что Тихон ему говорит: «А в бесов не надо верить. Вы в Бога верите?» Томительная пауза — и фраза Маковецкого: «Хотел бы...»

Кстати, в романе Горемыкина нет, а в реальности такой следователь был — он вёл дело об убийстве студента Иванова, которое легло в основу романа «Бесы».

Сергей Маковецкий и Владимир Хотиненко. 2010 год. Фото: РИА Новости / Екатерина Чеснокова

А Игорь Костолевский, сыгравший Верховенского-старшего!... Мы 30 лет ждали возможности поработать вместе. Нас же с ним судьба свела, когда он уже был звездой, а я только начинал путь кино. А Надежда Маркова, сыгравшая Варвару Ставрогину! Ох (машет рукой) Без них бы я пропал!

А вообще, работая над этим фильмом, я окончательно понял — Достоевского невозможно экранизировать!

— Хороший вывод для человека, который снял блестящий сериал про Достоевского, а теперь ещё и фильм по Достоевскому!

— Именно поэтому я и пришел к такому выводу. Там столько обертонов в каждой роли! Это не-воз-мож-но! Там каждый персонаж — это оркестр.