Через мост мимо базара
Картина начинается с прекрасных панорамных видов: Москва-река, Большой Москворецкий мост, набережная Мориса Тореза (ныне Софийская), колокольня при церкви Софии Премудрости Божией, собор Василия Блаженного, парк им. Горького.
Главная героиня встречается с отцом Михаилом Соломатиным (Юрий Яковлев), которого никогда не видела: когда Нина была ещё совсем крошкой, он бросил её мать и уехал в Москву. Папа с дочерью идут по проспекту Калинина (ныне ул. Новый Арбат) (2). У москвичей отношение к нему неоднозначное. С одной стороны, при строительстве магистрали было снесено великое множество прекрасных особняков. Достаточно вспомнить Собачью площадку - в XIX в. эта площадь была любимым местом обитания знати - Хомяковых, Тургеневых, друга Пушкина Соболевского, у которого в 1826 г. поселился поэт. С другой стороны, проспект Калинина в своё время считался модной и ультрасовременной трассой. Когда отец предлагает Нине пойти в ресторан или кино, девушка отвечает: «Давай побродим... Город у вас такой красивый. Прям как заграничный...» Как зачарованная, Нина рассматривает огромные стеклянные витрины, светящиеся вывески, четыре дома-книжки на одном стилобате (общий цокольный этаж, объединяющий несколько зданий. - Ред.), на котором сооружалась колоннада с ресторанами, барами, магазинами внутри. Это город в городе.
Забавный момент, когда Нина пробует поступить в театральный институт. Она ошеломляет членов приёмной комиссии во главе с председателем (Лидия Смирнова) громким окриком: «Садитесь, я вам рад! Откиньте всякий страх». Это стихотворение «Сумасшедший» 1890 г. Апухтина - монолог психически больного пациента, вообразившего себя королём. Снимается сцена в Московском государственном педагогическом институте им. Ленина (ныне МПГУ, Малая Пироговская ул., 1/1) (3). Киношники этот учебный комплекс, построенный до революции архитектором Соловьёвым, очень любят за его помпезную классическую архитектуру и снаружи, и внутри.
Нина знакомится с красавцем-москвичом Никитой (Александр Абдулов). Они гуляют по Садовой-Триумфальной ул. в районе домов 18-20 (4). Пытаются дозвониться из уличного телефона-автомата отцу Нины, рассматривают афишу с мишкой на роликах. Потом герои Муравьёвой и Абдулова оказываются на улице Чехова (ныне Малая Дмитровка) - там живёт отец Нины вместе с новой женой Жозефиной Викторовной (Клара Лучко). Мы застаём момент, когда они переезжают в новую квартиру из коммунальной.
Ну а дальше выясняется, что отец оплатил съёмное жильё для Нины не на полгода, как сказал, а только на месяц. И начинается трудовая биография Нины. Сначала она работает костюмером в Цирке на проспекте Вернадского (пр-т Вернадского, 7) (5).
Потом - дворничихой в школе (Садовническая наб., 37) (6). Это реальная школа № 518. Там снимался знаменитый эпизод: Нина, набив рот орехами, произносит скороговорки: «Кукушка кукушонку купила капюшон» и др. Так Нина готовится к поступлению в театральный на следующий год. Школу мы увидим снова почти в финале фильма. Нина вместе с другом Ремизовым (Александр Михайлов) гуляют по вечерней Москве. Сплошной монтаж! Они проходят мимо украшенного к Новому году универмага «Москва» на Ленинском пр-те, оказываются у Большого театра, дальше Нина скатывается по Салтыковскому мосту через Яузу и... отряхивается от снега уже на Садовнической наб. у школы № 518, где она ночует.«Дышит ли мама?»
Работает Нина и в фирме «Заря», помогает пожилым людям, гуляет с маленькими детьми. Судьба ещё раз сводит героиню с Никитой, бросившим её ради новой пассии. По совпадению мама Никиты (Вера Васильева) нанимает Нину помочь в организации юбилея. Несмотря на то что в фильме фигурирует конкретный адрес: ул. Большая Ордынка, 43, живёт семья Никиты по воле киношников в Брюсовом пер. (7). Мы видим перспективу в сторону Тверской ул., храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке, который не закрывался даже в советское время.
В финале повзрослевшая Нина понимает, что большой город - вовсе не вечный карнавал. И возвращается домой заботиться о болеющей матери (Алевтина Румянцева). Эта линия появилась в фильме неслучайно: в момент съёмок тяжело болела мама Лиозновой Ида Израилевна. Режиссёр рассказывала: «Очень часто ночью я вставала и тихо прислушивалась: дышит ли мама? Дышит! Значит, всё хорошо...»
Смотрите также:
- «ЦК хотел нас помирить». Инна Макарова о Сергее Бондарчуке и истинной любви →
- «Проблемы с фикцией». Как снимали фильм «По семейным обстоятельствам» →
- Не артист, а просто оборотень. Невероятный талант Павла Кадочникова →