Обладатели «Оскара» Пенелопа Крус и Джуди Денч, номинанты на премию Джонни Депп, Мишель Пфайффер, Уиллем Дефо, Кеннет Брана — сложно пройти мимо фильма с таким звёздным актёрским составом, особенно если речь идёт об экранизации культового романа Агаты Кристи. Вот только некоторые московские зрители после просмотра «Убийства в Восточном экспрессе» признавались, что на сеансе им удалось немного вздремнуть, а журналист солидного британского издания The Telegraph одним из первых писал: «Этот Восточный экспресс очень хорошо движется, но я покинул кинотеатр, желая, чтобы у меня не сдали нервы и я не прыгнул под поезд».
Читайте также: Первый фильм комом. Знаменитые ремейки Голливуда
Главный сыщик Голливуда
По сюжету романа Кристи знаменитому бельгийскому сыщику Эркюлю Пуаро нужно срочно попасть из Стамбула в Лондон, и он чудом садится на «Восточный экспресс». Посреди ночи его поезд попадает в снежный плен, а в это же время в одном из купе находят труп богатого американца с сомнительным прошлым и 12 ножевыми ранениями. Пока никто не может скрыться, детектив начинает расследование — под подозрением сразу 13 пассажиров.
Новая экранизация романа «Убийство в Восточном экспрессе» — далеко не первая попытка адаптировать детектив для кинозрителей. До сих пор самой удачной постановкой считалась версия Синди Люмета, снятая ещё в 1974 году, и, к сожалению, новый фильм не в силах занять её место.
Детектив Пуаро — настоящий бриллиант в коллекции героев Агаты Кристи: он появляется в 33 романах английской писательницы и более чем в 50 её рассказах. Тем печальнее, что в отношении культового персонажа режиссёр Кеннет Брана (хорошо известный зрителям по недавним блокбастерам «Тор» и «Золушка») допустил принципиальную ошибку — сам перевоплотился в образ бельгийского детектива. С Браной подобная расстановка сил обычно приводит к чрезмерному самолюбованию, и в случае с Пуаро оно переходит все границы. Фильм идёт 114 минут, большую часть которых можно вырезать без ущерба для сюжета и общей атмосферы. Однако режиссёр предпочёл оставить зрителям возможность любоваться долгими крупными планами его, без сомнения, эффектного героя.
Важная деталь — режиссёр не побоялся отойти от буквального воспроизведения книжного Пуаро, который, чтобы преступники не воспринимали его всерьёз, часто ведёт себя нелепо. Брана же лишил своего персонажа излишней комичности, добавив ему трагизма и душещипательных монологов. Вот только вслушиваться во многие из них утомительно: «Раз было убийство, то есть и убийца», — куда интереснее просто любоваться усами детектива, которые, как и писала Агата Кристи, оказались «самыми великолепными усами во всей Англии».
Эффектная загадка
Если опустить чрезмерный пафос и затянутость самой картины, то в новом «Восточном экспрессе» можно найти много хорошего. Например, экранизация отличается эффектной атмосферой роскоши и театральностью постановки в самом лучшем смысле этого слова.
Всё происходящее на экране кажется характерной пьесой, поставленной в очень ограниченном пространстве под невероятным напряжением. Даже несмотря на то, что действие фильма выходит за рамки одного поезда, атмосфера опасности не растворяется. В отличие от романа Кристи экспресс застревает не просто «в снегу», а на ветхом мосту виадука посреди опасного горного перевала — в последнем месте, где хотели бы оказаться герои.
Одним из главных козырей новой экранизации, как и в случае с классическим фильмом 1974 года, оказался звёздный кастинг. Самоуверенный гангстер Эдвард Рэтчетт — Джонни Депп, его нервный секретарь Гектор МакКуин — Джош Гад, загадочная вдова Каролина Хаббард — Мишель Пфайффер, ревностная миссионерка Пилар Эстравадос — Пенелопа Крус, профессор Герхард Хардман — Уиллем Дефо, высокомерная русская княгиня Наталия Драгомирова — Джуди Дэнч. Каждый из актёров прекрасен в своей роли, и даже жаль, что им отведено так мало экранного времени в этих необычных образах.
Ещё одна приятная деталь — участие в голливудской постановке Сергея Полунина, которого называют «новым гением русского балета». Украинский танцор сыграл графа Андрени — одного из подозреваемых в жестоком убийстве. Однако нельзя сказать, что его герой особенно запомнится зрителям. Артист появляется всего в нескольких сценах, и всякий раз внимание в них приковано к его экранной супруге — графине Андрени в исполнении Люси Бойнтон.
После первой публикации романа «Убийство в Восточном экспрессе» в 1934 году газета The Times писала: «Маленькие серые клеточки снова разрешают то, что казалось неразрешимым. Миссис Кристи делает невероятные истории очень реальными, они захватывают читателей и заставляют их пытаться отгадать концовку». Конечно, о современной экранизации того же сказать нельзя: во-первых, развязка детектива известна большинству зрителей, а внимание остальных может быть потеряно уже к середине фильма. Однако киноверсия 2017 года хороша другим — это яркая история (странное убийство, нешуточные страсти, необычные персонажи, роскошная обстановка), которая возвращает зрителей в Золотой век Голливудского кинематографа. А в бесконечном конвейере блокбастеров и кинокомиксов — это уже успех.
Смотрите также:
- Убийца — дворецкий. 7 главных спойлеров в истории кино и телевидения →
- Новое пришествие Фредди. Снимут ли ремейк «Кошмара на улице Вязов»? →
- Супермен и Ко: 5 героев комиксов, которые стали кинозвёздами →