Игрушечный мусор. Рецензия на «Историю игрушек 4»

«История игрушек-4». © / Кадр из фильма

Мультфильм «История игрушек» в 1995 году стал революционным событием в кинематографе. Первый полностью компьютерный трехмерный анимационный фильм получил три номинации на «Оскар» (в том числе впервые – за сценарий) и две – на «Золотой глобус», получил почетный «Оскар» – за особые достижения и вывел студию Pixar, которая до этого была известна своими работами в области спецэффектов (ее создал Джордж Лукас) в лидеры отрасли.

   
   

С тех пор прошло почти четверть века. Теперь Pixar принадлежит компании «Disney», у мультфильмов студии уже несколько «Оскаров» (в основном, конечно, в категории «лучший анимационный фильм»), да и «Историй игрушек» выпущено уже три части. А теперь вот подоспела и четвертая.

По сюжету фильма старые игрушки мальчика Энди, который вырос и начал взрослую жизнь, перебрались к новому ребенку – девочке Бонни. Правда, игры у Бонни другие, поэтому шериф Вуди и космический рейнджер Базз Лайтер чаще остаются в шкафу, чем оказываются рядом с новой хозяйкой. Но Вуди всё такой же оптимистичный, а его ответственности позавидуют многие родители, так что когда Бонни отправляется в подготовительный класс школы, куда игрушки не допускаются, старый шериф пробирается в ее рюкзачок.

В школе Бонни пытается завести новых друзей, но терпит неудачу. Зато она собирает себе новую куклу – из старой пластиковой вилки и кусков проволоки. Чудо-юдо под названием Вилкинс, впрочем, отказывается быть игрушкой и хочет вернуться в мусорную корзину, и бравому Вуди придется постараться, чтобы новый любимец не огорчил хозяйку. А того убедить, что он не мусор, а вполне нормальная игрушка.

Новые части «Истории игрушек» выходят очень редко, словно авторы дожидаются, пока не вырастет новое поколение детишек, которые будут смотреть на антропоморфных созданий с новым обожанием. Вторая часть была выпущена в 1999-м, а третья – в 2010-м. Тогда, кстати, казалось, что с Вуди и компанией покончено – у Энди-то и возраст не подходящий для возможного продолжения, и заботы определенно другие. Но в Pixar нашли способ перезапустить успешную франшизу; правда, по ходу дела студии пришлось расстаться с Джоном Лассетером, одним из основателей компании, режиссером первых двух «Историй…» и сценаристом и продюсером всех частей серии – его обвинили в домогательствах и уволили, дабы не порочить светлый образ. В сценаристах четвертой части, впрочем, он числится.

Но и новая команда справилась с задачей привлечения нового поколения юных зрителей (а также их родителей) почти на «отлично». Тут есть все составляющие успеха, которые и отличали эту серию (да и вообще работы Pixar) от других мультфильмов – очень крепкий сюжет, качественная анимация и хорошо проработанные персонажи, которые к тому же знакомы по предыдущим фильмам франшизы. Да и новички-игрушки борозды не портят – канадский каскадер на мотоцикле Дюк Бубумс (в оригинале его озвучивает Киану Ривз) удачно вписался в ансамбль старых игрушек и дополнил его.

Недостаток у четвертой «Истории игрушек» ровно один, да и тот на фоне недавнего диснеевского «Аладдина» и не недостаток вовсе: попытка уместить в отведенный им хронометраж сразу все тренды современного общества, причем в дополнение к изначальной проблеме взаимоотношений создателя и создания. Эта религиозная концепция перешла и в новый мультфильм Pixar-а, и даже в расширенном виде – тяга Вилкинса слиться с мусором это отдельный сюжет, одновременно трогательный и пугающий, который едва ли не дословно цитирует Библию («прах ты и в прах возвратишься»). А вот всё остальное было сказано, скорее, на бегу – тут и тема равноправия женщин, и тема свободы, и тема смерти, и даже борьба за экологию. В общем всё, что создатели очередной «Истории игрушек» пытались донести до зрителей. Ну а то, что эта «История…» именно «очередная», сомневаться не стоит – если кассовые сборы не подведут (а они не подведут), пятая часть выйдет обязательно. Правда, неизвестно, когда именно.

   
   

Смотрите также: