Спагетти-вестерн, «макаронный» вестерн или вестерн «по-итальянски» — жанр кино, популярный в Италии в 60-70х годах прошлого века. Первым спагетти-вестерном, вышедшим в широкий прокат, стал фильм Серджо Леоне «За пригоршню долларов» 1964 года. Главную роль в нем исполнил никому тогда не известный Клинт Иствуд, а фильм положил начало не только кинотрилогии, завершившейся знаменитым «Хороший, плохой, злой», но и целому поджанру вестернов.
История спагетти-вестерна
К 1960-м годам итальянский кинематограф все более ориентировался на культурную элиту, интеллигенцию, а менее искушенная публика все чаще обращалась к американскому кино, ориентированному как раз на массового зрителя. Именно это и замечает Серджо Леоне, начинающий итальянский режиссер, и в 1964 году решает снять вестерн, имея на руках всего лишь $200 тыс., что даже по тем временам — весьма скромный бюджет для полнометражного фильма. Исполнить главную роль Леоне предлагал двум культовым актерам американского кино: Генри Фонде и Чарльзу Бронсону, — однако оба отклонили предложение. За символический гонорар в $15 тыс. сыграть в первом спагетти-вестерне согласился Клинт Иствуд. Леоне был вынужден экономить буквально на всем: даже костюм для главного героя он не только выбрал самостоятельно, но и купил на личные средства. В декабре 1964 года «За пригоршню долларов» вышел в прокат. Решив сыграть на явном увлечении соотечественников американским кинематографом, Серджо Леоне скрылся за псевдонимом «Боб Робертс», его примеру последовали и другие участники съемочного процесса, «изменив» имена на типично американские. В итоге, на афише не было ни одной итальянской фамилии. Несмотря на полное отсутствие рекламы — у Леоне попросту не осталось на нее денег — фильм имел ошеломительный успех: всем хотелось увидеть «настоящий американский» вестерн. Публика даже не подозревала, что снят он был итальянским режиссером на фоне итальянских же пейзажей.
Спагетти-вестерн vs Вестерн классический
Чем же отличается «макаронный» вестерн от своего американского оригинала? На первый взгляд спагетти-вестерн кажется малобюджетной и менее качественной версией классического фильма о покорении Дикого Запада: декорации и пейзажи — проще, как и характеры героев, больше кровавых сцен, сюжет более событийно насыщен, однако логика зачастую уступает эффектности. Если голливудские вестерны стремились к реалистичности, то итальянские, казалось, сознательно делали все наоборот: в спагетти-вестернах герои выхватывали кольт из кобуры и, не целясь, всегда попадали в цель.
Тем не менее, существует и другая трактовка этого поджанра: развенчание мифа об американской мечте, выявление ее несостоятельности. В классических вестернах персонажи всегда энергичны, деятельны, воодушевлены: они покоряют Дикий Запад, перед ними — целый новый мир, они жаждут перемен и верят, что все изменяется к лучшему. Американский вестерн — про неизвестное, но неизменно светлое будущее. В то время как спагетти-вестерн совсем о другом. «Ничто не ново под луной» — вот кредо «макаронного» вестерна. Его герои живут по замкнутому кругу: они зациклены на своем прошлом, ведомы жаждой мести за события давно минувших дней, их мечты о будущем проистекают из их прошлого, то есть будущего у них как бы и нет. Герои спагетти-вестернов отнюдь не первооткрыватели, в них нет жажды познания, они не хотят исследовать «новый мир» — уже все видели и все знают. Их отношение к окружающей действительности — безразличие, порой — даже аморальность.
Постепенно спагетти-вестерн приобрел большую популярность, чем его предшественник. Некоторые исследователи связывают это с закономерным развитием кинематографа: искусство «взрослеет», появляются более сложные, глубокие жанры, которые вытесняют более простые. А отдельные киноведы усматривают в фильмах Серджо Леоне скрытые смыслы и считают их первыми ростками постмодернизма.
Новый жанр Леоне стал так популярен и так полюбился аудитории, что в 1969 году в Голливуде предложили режиссеру снять «настоящий» вестерн и подписали с ним контракт на съемки «Однажды на Диком Западе». Помимо Серджо Леоне в жанре спагетти-вестерна работали такие итальянские режиссеры, как Серджио Корбуччи, Карло Лидзани, Энцо Кастеллари. Впрочем, сам Леоне недолго снимал «макаронные» вестерны, в 1971 году он снимает свой последний фильм в этом жанре — «За пригоршню динамита», а следующие 14 лет всецело посвящает своему шедевру «Однажды в Америке», который становится блестящим завершением его режиссерской карьеры.
Смотрите также:
- «Вместо школы я ходил в кино». Квентину Тарантино исполнилось 50 лет →
- Новый фильм Тарантино не разрешат смотреть детям →
- Тарантино задумался над созданием нового фильма →