«Хоббит: Битва пяти воинств». И целого фильма мало

«Хоббит: Битва пяти воинств». 2014 год. © / Кадр из фильма

Пришло время проститься с фантазиями Питера Джексона по мотивам произведений Дж. Р. Р. Толкиена. 11 декабря в российский прокат выходит «Хоббит: Битва пяти воинств» — финал трилогии, который связывает воедино все части киноэпопеи о Средиземье.

   
   

Несколько месяцев прошло с тех пор, как почтенный Бильбо Бэггинс (Мартин Фримен) покинул свою уютную нору и отправился навстречу приключениям. К началу третьего фильма отряд из тринадцати гномов и одного везучего хоббита достиг цели — сокровища Эребора вновь оказались в руках его законного владельца, короля гномов Торина (Ричард Армитедж). Правда, примерно все в Средиземье против такого расклада: полчища орков, армия эльфов и войско из выживших людей из Озёрного края выдвигаются к Одинокой горе, чтобы поставить дерзких гномов на место. Грядёт великая битва, в которой бывшим врагам необходимо забыть о своих распрях и объединиться перед более страшной угрозой. Тьма возвращается, и ни мудрый Гэндальф (Иэн МакКеллен), ни маленький миротворец Бильбо не в силах ей помешать.

С первых кадров Джексон погружает зрителя в эпицентр событий — ужасный дракон Смауг летит вершить возмездие над жителями Озёрного города. Мерзкие орки уже готовы к бою, их армию поддерживают новые невиданные существа. 3D-формат с эффектом присутствия создан специально для таких случаев — только успевай вместе с героями уворачиваться от сокрушительных ударов врага.

Кадр из фильма «Хоббит: Битва пяти воинств». 2014 год.

Великая битва, которой в сказке Толкиена отведено несколько страниц, занимает более трети экранного времени. Эпическая? Масштабная? Невероятная? Все эпитеты меркнут перед зрелищностью батальных сцен. Питер Джексон традиционно уделяет особое внимание деталям: у всех героев есть свои причины для участия в сражении, и каждый из них достоин отдельного фильма. Бильбо Бэггинс не лучший воин на свете, но он готов проявить смекалку, чтобы защитить друзей. Король гномов Торин ослеплён блеском золота, но драконья алчность в итоге уступает законам чести. Бард Лучник (Люк Эванс) несёт ответственность за свой народ и вовсе не жаждет новой войны — право, хватило бы и дракона. Прекрасный Леголас (Орландо Блум) идёт против воли отца, сопровождая в опасном походе эльфийку Тауриэль (Эванджелин Лилли). В ходе сражения светловолосый эльф, по доброй традиции, нарушает все законы гравитации и показывает чудеса эквилибристики, находясь на волосок от смерти. Эльфийская королева Галадриэль (Кейт Бланшетт) — единственная, кто может спасти Гэндальфа от смерти, но какую цену ей придётся за это заплатить?

Кадр из фильма «Хоббит: Битва пяти воинств». 2014 год.

Немало копий сломано по поводу того, насколько далеко Питер Джексон ушёл от первоисточника. Факт остаётся фактом: его фильмы о Средиземье являются самостоятельными произведениями. Остроумные шутки и новые персонажи «Хоббита», такие как Тауриэль, добавляют истории новых красок, а вот искусственно созданные диалоги (особенно любовные) точно повергли бы Толкиена в отчаяние. К счастью, Джексону недосуг заниматься длинными отступлениями — война пяти армий не ждёт.

Первая часть истории о хоббите вышла на экраны в 2012 году, через год Джексон выпустил второй фильм. Съёмки всех трёх картин шли одновременно и заняли 266 дней. На создание экранного мира Средиземья команда потратила больше 700 миллионов долларов, и это ещё без учёта стоимости спецэффектов «Битвы пяти воинств». Годы работы над экранизацией Толкиена заняли особое место в жизни и карьере не только самого Джексона, но и актёров. После завершения съёмок Ричард Армитедж забрал себе меч Оркрист, сэр Иэн МакКеллен сохранил знаменитую остроконечную шляпу Гэндальфа, а Мартин Фриман — меч Бильбо и накладные уши. Самому же Бильбо на память от гномьего похода осталось одно колечко, которое, как мы знаем, сыграло дальнейшую роль в истории Средиземья.

Кадр из фильма «Хоббит: Битва пяти воинств». 2014 год.

Впрочем, возможно эти артефакты ещё пригодятся Питеру Джексону. На одной из последних пресс-конференций режиссёр рассказал, что судьба дальнейших экранизаций трудов Толкиена, посвящённых Средиземью, полностью зависит от наследников писателя. На возможное продолжение намекнул и Иен МакКеллен, сказав, что последняя часть трилогии совсем не обязательно будет финалом этого путешествия.