«Это слишком странно». Почему Стивен Кинг испугался «Ведьмы из Блэр»

Кадр из фильма

Писатель Стивен Кинг регулярно оповещает публику о своих любимых фильмах, причем в этих списках находится место картинам самых разных жанров. Не раз он упоминал и малобюджетный фильм ужасов 1999 года «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света». Кинг даже называл эту ленту «самым страшным ночным кошмаром». В очередном интервью, которое писатель дал для проекта режиссера Элая Рота «История хоррора», его снова спросили про самый страшный фильм, и Кинг твердо назвал именно «Ведьму из Блэр».

   
   

«В первый раз я увидел этот фильм, когда лежал в больнице и был под обезболивающими. Сын принес мне кассету и заявил, что я должен это увидеть. И примерно на половине я попросил выключить. Это было слишком странно», — передает слова Кинга портал Dread Central.

Что это за фильм?

«Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (в оригинале – «The Blair Witch Project», «Проект „Ведьма из Блэр“») считается первым фильмом, который приобрел популярность благодаря интернету. Придумали эту историю начинающие кинематографисты Дэниел Мирик и Эдуардо Санчес, они же стали режиссерами и авторами сценария. А продвигать своё творение они начали задолго до премьеры, летом 1998 года.

Первым делом был запущен сайт, на котором были размещены сообщения о «пропавших» студентах, различные псевдодокументальные интервью и поддельные полицейские отчеты. Речь шла о поисках молодых людей, пропавших неподалеку от города Бёркитсвиля в штате Мэриленд. Также была проработана легенда о некой «ведьме из Блэр». Этот город якобы находился на месте Бёркитсвиля, и люди там пропадали ещё в XVIII веке. Одновременно везде распространялась версия, что фильм — это действительно запись с найденной видеокамеры. В Сети начались споры о том, насколько всему этому можно верить.

Формально эта история стала «вирусной», хотя в те годы такого понятия ещё не было: за год работы на сайт фильма пользователи заходили более 160 млн раз. 

Конечно, подобному ажиотажу помогло то, что роли в фильме исполняли малоизвестные актеры, не засвеченные в других проектах. Ну а ближе к прокату началась и нормальная рекламная кампания. «Ведьму из Блэр» показали на фестивале «Сандэнс», а финальный трейлер крутили в кинотеатрах перед сеансами «Скрытой угрозы», первого эпизода саги «Звездные войны».

Кадр из фильма

Каким был успех фильма?

По разным оценкам, затраты на производство «Ведьмы из Блэр» составили от 200 до 500 тысяч долларов. Прокат фильма начался 14 июля 1999 года со скромных 25 городов в США и 27 кинотеатров: уже в первый уикенд он окупился, заработав более $1,5 млн. И уже с третьей недели охват картины начал увеличиваться, как и кассовые сборы. Например, в 3-й уикенд «Ведьма» обогнала комедию Гарри Маршалла «Сбежавшая невеста» с Джулией Робертс и Ричардом Гиром (хотя и уступила фантастике Рени Харлина «Глубокое синее море»).

   
   

Вообще, «Ведьма из Блэр» продержалась в первой десятке американского проката десять недель. За это время она заработала только в США и Канаде $140,5 млн. Общемировые сборы картины составили $248,6 млн. По некоторым данным, у этого фильма лучшее соотношение бюджета и кинотеатральной выручки в истории.

Любопытно, что не все посчитали «Ведьму из Блэр» хорошим фильмом. Например, она получила номинацию на «Золотую малину», хотя и не выиграла эту «награду». Впрочем, придуманный Мириком и Санчесом прием зажил своей жизнью: в подобном псевдодокументальном стиле сняты «Паранормальное явление», «Монстро», «Последнее изгнание дьявола» и другие фильмы ужасов.

Сама вселенная «Ведьмы...» тоже развивалась. Был создан документальный фильм о легенде про эту ведьму, выпущены компьютерные игры, книги и комиксы. В 2000-м вышла вторая часть («Ведьма из Блэр 2: Книга теней»), а в 2016-м — третья («Ведьма из Блэр: Новая глава»). Славы и успеха первой части они, разумеется, не добились, но та же «Новая глава» сумела заработать в кинотеатрах $45 млн при бюджете в $5 млн. Дешевые псевдодокументальные фильмы ужасов пока что в прокате не проваливались.