На большие экраны вышел фильм «Дюнкерк» от режиссёра Кристофера Нолана, снявшего такие известные картины, как «Интерстеллар», «Начало» и «Тёмный рыцарь». Эта лента стала первой работой, в основу которой он положил реальное историческое событие — эвакуацию британских и союзных войск, блокированных у города Дюнкерк немецкими частями в начале Второй мировой войны.
В фильме рассказывается, как в 1940 году во Франции около 400 тысяч солдат оказались в окружении частей вермахта, которые прижали их к берегу моря. На прорыв кольца надежд не было, поэтому военная верхушка приняла решение эвакуировать солдат и офицеров на родные берега, которые находились всего в 42 километрах от Дюнкерка. В операции по спасению участвовали не только эсминцы военного флота, но и гражданские суда.
Снять военный блокбастер об этой операции Нолан мечтал около 20 лет. Чтобы воплотить свою идею в жизнь, режиссёр читал документальные и художественные книги, воспоминания очевидцев, советовался с историками, разговаривал с ветеранами эвакуации.
В итоге получился экшн-триллер длительностью 1 час 46 минут. В отличие от многих современных военных кинолент, где каждую минуту в фильме появляются чьи-нибудь оторванные конечности, а из ран фонтанами хлещет кровь, в «Дюнкерке» «мяса» во весь экран нет. Нолан избежал сцен кровопролития, сделав главный акцент на психологических аспектах и переживаниях героев.
Конечно, в картине не обошлось без самопожертвований и излюбленных шаблонов, в которых актёр смотрит вдаль и произносит фразу типа: «Я должен...». Однако обычных людей, борющихся за жизнь любой ценой и испытывающих страх пред смертью, гораздо больше. Таким, например, показан солдат Томми в исполнении Финна Уайтхеда. Молодой человек хитростью пытается найти себе место на корабле, чтобы быстрее покинуть Дюнкерк. Но, не смотря на его, казалось бы, вовсе не героическое поведение, к парню испытываешь уважение. Нолану удалось снять фильм так, чтобы отступление выглядело победой, как о нём и отозвался в 1940 году Уинстон Черчилль.
Картина разделена на три временных пространства: «Мол. 1 неделя», «Море. 1 день», «Воздух. 1 час». В первом нам показывают сушу, где морской офицер командор Болтон, которого играет Кеннет Брана, руководит спасательной операцией — отправляет солдат с мола на корабли. Действует он спокойно, чётко и хладнокровно, в отличие от рядовых, которые в стремлении выжить теряют человечность. Во втором периоде перед зрителями раскидывается море, через которое к Дюнкерку стремится яхта Moonstone. У её руля стоит обычный англичанин мистер Доусен. Он вместе с сыном и его другом по призыву властей отправляется на спасение солдат. Таких, как они, в реальной жизни было много. Около 700 гражданских судов принимали участие в эвакуации военных с пляжа.
Ещё одна часть фильма посвящена «воздуху». В ней показана борьба британских «Спитфайров» с немецкими «Мессершмиттами». Так как картину снимали на камеру IMAX, у зрителя создаётся впечатление, что он не просто уютно сидит в своём кресле и жуёт попкорн, а вместе с пилотом заходит в хвост противнику, прицеливается и пускает очередь в самолёт. Такая вовлечённость сохраняется на протяжении всего фильма, только вот песок на зубах не хрустит и солёная вода на лице не блестит.
При создании «Дюнкерка» Кристофер Нолан отказался от графики и вместо компьютерных рисунков задействовал в съёмках десяток морских судов того времени. Среди них был плавучий госпиталь, минные тральщики и даже эсминец, который уже 30 лет стоит без мотора и является музейным экспонатом. Также в картине появились три настоящих «Спитфайра», а роль «Мессершмитта» сыграла его «испанская копия» НА-1112 Buchon. Крупные планы лётчиков снимались в Як-52, чья кабина очень напоминает британский истребитель. А 400 тысяч солдат на площадке заменило полторы тысячи статистов.
На главные роли режиссёр выбрал «свежие лица», актёров, которые ещё не успели приесться публике и связаться у них в голове с определёнными образами. Возможно, когда-то Фин Уайтхед сделает себе ровную «голливудскую улыбку», станет «качаться» и играть типичных сердцеедов, но пока он обычный мальчишка, который довольно убедительно показал на экране, каково это — попасть на войну.
Смотрите также:
- Кино не для всех. Смотрите бесплатно и легально на АиФ.ru и ivi.ru →
- Кристофер Нолан: режиссёр, который всех запутал →
- «Война миров Z»: как Брэд Питт за зомби ходил →