Дядюшка Оскар и крылатый лев. Как выглядят главные кинонаграды мира

Премия «Оскар». © / Американская киноакадемия

Последнее обновление 17.05.2017

   
   

В среду 17 мая начал свою работу 70-й Международный каннский фестиваль. На Лазурном побережье Франции собралась целая плеяда звёзд и именитых кинематографистов, которые мечтают получить престижную награду. АиФ.ru вспоминает, как выглядят главные призы, которые вручают за достижения в кинематографе.

Золотая ветвь

Главная премия Каннского фестиваля — «Золотая пальмовая ветвь» — своё современное название получила в 1955 году. До этого победители киносмотра получали «Гран-при» в виде работ одного из современных художников моды, и каждый год они были разными. Однажды организаторы решили сделать главным призом киносмотра пальмовую ветвь, изображённую на гербе Канн, и в конкурсе художников-ювелиров победил проект Люсьена Лазона. Но в 1964 году возникли проблемы с авторскими правами, и на 10 лет киносмотру пришлось вернуться к «Гран-при». Сегодня «Золотую пальмовую ветвь» выполняют из 24-каратного золота и помещают в футляр из синего сафьяна вместе с цельным куском огранённого кристалла.

«Золотая пальмовая ветвь». Фото: Reuters/ Yves Herman

Дядюшка Оскар

Самая знаменитая кинопремия мира «Оскар» изначально называлась «Наградой Академии за заслуги», «Оскар» же был чем-то вроде домашнего прозвища. Впервые оно официально прозвучало на церемонии награждения 1934-го года из уст Уолта Диснея и постепенно превратилось в общепринятое название.

Существует несколько версий происхождения прозвища «Оскар». Самая популярная легенда связана с именем библиотекаря Киноакадемии Маргарет Херрик. В 1931-м году она, увидев статуэтку, воскликнула: «Да это же вылитый дядюшка Оскар!». При этой сцене присутствовал журналист Сидни Скольски, которому не хотелось писать о безликой награде, и в конце колонки он добавил: «Сотрудники Киноакадемии любовно называют своего золотого рыцаря Оскаром».

С тех пор «дядюшка Оскар» не изменился: награда представляет собой позолоченного рыцаря, сжимающего в руках меч крестоносца. Фигура стоит на бобине киноплёнки, в основании которой есть пять отверстий, символизирующих продюсеров, сценаристов, режиссёров, актёров и техников. Исходный дизайн награды разработал художник-постановщик Седрик Гиббонс в 1928 году. В качестве модели он пригласил мексиканского режиссёра, сценариста и актёра Эмилио Фернандеса, который согласился позировать обнажённым.

Крылатый лев

Венецианский международный кинофестиваль — старейший киносмотр, который ежегодно проводится на острове Лидо. Участники его конкурсной программы борются за главный приз — «Золотого льва». Заветная награда представляет собой льва святого Марка, который считается символом святого евангелиста Марка, а также города Венеции. Образ крылатого льва в итальянском городе можно встретить на каждом шагу: он украшает собой герб, встречается в виде мраморных или бронзовых статуй на площадях и фасадах старинных зданий. Но крылатые позолоченные статуэтки львов не сразу стали символом фестиваля: с 1934 по 1942 годы главным призом киносмотра был «Кубок Муссолини», названный в честь основателя биеннале.

   
   

Читайте также: От Тарковского до Кончаловского: успехи отечественного кино в Венеции

«Золотой лев». Фото: Commons.wikimedia.org

Берлинский медведь

Награда Берлинского фестиваля тоже обязана своим происхождением геральдической традиции. Главный приз киносмотра представляет собой позолоченного медведя, который считается символом Берлина. Образ животного для кинофестиваля создала Рене Синтенис, о которой теперь помнят немногие. В первой половине XX века она была одним из самых значимых и успешных немецких скульпторов, Рене придумала фигуру медведя, стоящего на задних лапах, ещё в 1932 году, а двумя десятилетиями позже её выбрали в качестве прообраза официального приза международного фестиваля.

«Золотой медведь». Фото: www.globallookpress.com

Интернациональный глобус

Премия «Золотой глобус» ежегодно присуждается Голливудской ассоциацией иностранной прессы за кинофильмы и телевизионные картины. Первая статуэтка премии была выполнена в форме свитка, а в следующем 1945 году членами ассоциации был проведён конкурс на новый дизайн награды, которая лучше всего отразила бы цели организации. В результате статуэтку в виде глобуса, опоясанного кинолентой и установленного на мраморном пьедестале, предложила вручать Марина Систернас, которая возглавляла в то время Голливудскую ассоциацию иностранной прессы. Этот символ пришёлся организаторам по вкусу, ведь он как нельзя лучше воплощал идею интернациональности премии.

Кейт Уинслет с «Золотым глобусом». Фото: www.globallookpress.com

Загадочный Сезар

«Сезар» был создан как французский аналог «Оскара», а получил своё название в честь скульптора Сезара Бальдаччини, который и выполнил эскиз вручаемых статуэток. Сезар был другом продюсера и первого президента киноакадемии Жоржа Кравенна, наибольшую известность он получил благодаря своим произведениям из металлолома и разбитых машин. Что именно символизирует его замысловатая позолоченная прямоугольная статуэтка, которой до сих пор награждают победителей французской премии, сказать сложно, ведь работы постмодернистов не поддаются однозначному толкованию.

Кристен Стюарт c премией «Сезар». Фото: www.globallookpress.com

Необычная маска

Победители главной кинонаграды в Великобритании, учреждённой в 1948 году, получают золотую маску — символ сценического мастерства. Сперва наградой премии BAFTA была статуэтка в виде сидящей женщины работы Генри Мура, а приз в современном виде был создан в 1955 году американской художницей и скульптором Мици Кунлифф.

Он представляет собой не традиционную театральную маску: один глаз у скульптуры открыт, а вокруг него с обратной стороны нарисован квадрат, символизирующий объектив кинокамеры.

Христианский герой

Московский международный кинофестиваль — второй старейший кинофестиваль мира после Венецианского. До 1989 года на нём вручались золотые и серебряные медали, а после победителей стали награждать статуэтками с изображением главного символа Москвы — святого Георгия. Интересно, что главный приз российского фестиваля был создан испанским ювелирным домом Carrera y Carrera. Эта награда не является обычной монолитной скульптурой, а состоит из двух частей: копья и камня, которые можно разделить и соединить вновь. Копьё вонзается в чёрный мрамор основания статуэтки, символизируя победу святого Георгия над змеем.