«Шапку-невидимку до сих пор ищем» — говорили герои любимого фильма, а наши кинодеятели до сих пор ищут секрет хороших новогодних комедий. Но зрители из года в год предпочитают старое доброе кино и отвечают новомодным авторам цитатами из «Чародеев»: «У вас не волшебство, а брак сплошной!», «Отходы магического производства». А ведь «Чародеев» впервые показали сорок лет назад, 31 декабря 1982 года!
Перед режиссером Константином Бромбергом стояла задача снять веселую сказку для того, чтобы показать ее 31 декабря. Сценарий писали братья Стругацкие, и это было смелым решением для режиссера, так как еще Андрей Тарковский предупреждал его, что работать с фантастами — настоящее мучение. Сам Тарковский снимал со Стругацкими «Сталкера» (по книге «Пикник на обочине»), и сценарий они переписывали девять раз! «Но Стругацкие того стоят!» — успокаивал Бромберга Тарковский.
Осталась одна спина
Хотя и считается, что сценарий фильма написан по мотивам повести «Понедельник начинается в субботу», искать каких-то литературных совпадений въедливым зрителям не стоит. Главное здесь — «по мотивам». В картине сохранился чудесный институт, в котором изобрели волшебную палочку, да и тот поменял название. В отличие от книжного «НИИЧАВО» (Научно-исследовательский институт чародейства и волшебства), в киносказке действие происходит в «НУИНУ» (Научный универсальный институт необыкновенных услуг). Но одно остается неизменным — идея, что настоящая любовь побеждает все, проходит через все препятствия и творит чудеса.
Сейчас уже сложно представить, но в главных ролях мы могли бы увидеть других замечательных советских актеров.
Режиссер изначально настаивал на кандидатуре Александра Абдулова в качестве главного романтического героя. Но худсовет по каким-то причинам был настроен категорически против. Ходили слухи, что 29-летний Абдулов на тот момент дискредитировал себя романом с американкой.
Поэтому на главную роль прочили «усатого няня» Сергея Проханова, чья биография была правильной. Поговаривали, что его тянули из-за родства с маршалами Василевским и Жуковым — супруга Проханова была внучкой обоих военачальников. Сергей даже начал сниматься, но потом что-то пошло не так, и в итоге от кадров, снятых с ним, в фильме осталась только спина на общем плане в сцене с тройкой лошадей.
Анна Ашимова, та самая девочка, которая мчит на белоснежной тройке помогать брату Ивану, рассказывала в программе «Пять вечеров»: «Сначала на роль моего брата Ивана по фильму был утвержден актер Проханов. И очень много эпизодов было отснято с ним. Но потом было решено: как брат и сестра мы с Прохановым смотримся очень хорошо. А вот как жених и невеста Проханов и Яковлева не смотрятся совсем. И когда на роль Ивана пригласили Александра Гавриловича Абдулова, пришлось переснимать эти эпизоды… Мне тогда даже девяти лет не было, но все равно я хорошо помню, как на съемочной площадке все очень сильно уставали, у нас даже ночные съемки были. Но Александр Гаврилович — это был энергетический донор. Он нас всех подпитывал своей энергией… Рассказывал какой-нибудь анекдот, шутку, байку — и все сразу собирались и начинали работать».
Ночных смен действительно было много, ведь, помимо работы в театре, Александр Абдулов снимался еще одновременно аж в четырех картинах! Поэтому и выставил в качестве одного из условий ночные съемки — другого времени у него попросту не было.
«Считайте меня ведьмой»
На роль красавицы Алены уже была утверждена Елена Коренева. По мнению режиссера, она могла быть одновременно и наивной влюбленной девушкой, и безжалостной эгоистичной ведьмой, как того требовал сценарий. Но Коренева вышла замуж за американца и решила покинуть страну. Тогда ассистент режиссера предложила попробовать Александру Яковлеву. Красавица актриса тогда уже была известна по фильму «Экипаж». После проб Бромберг заметил: «Ведьму-то она сыграет. А вот Аленушку?»
Да, о характере Александры ходили легенды, к тому времени ее за строптивость и тяжелый нрав уже успели исключить из театрального института, где она не смогла наладить отношения даже с одногруппниками. Но яркая девушка не унывала, списывая все невзгоды на зависть окружающих, и блистала на экране.
«Всякое бывает, — говорила актриса. — Я была настолько хороша — идеальная фигура, длинные ноги. Может, другие видели и понимали, что звезда…»
Главное, что актриса прекрасно поладила со своим партнером Абдуловым, хотя с остальной съемочной группой отношения складывались нелегко. Александр Гаврилович заступался за Яковлеву и успокаивал Александру: «Не дрейфь, тезка!»
Яковлева также вспоминала потом в интервью ночные смены и рассказывала, как читала вслух стихи, чтобы не уснуть. Сложнее складывались отношения с другим киношным воздыхателем актрисы — Валентином Гафтом. Тот был возмущен непунктуальностью и необязательностью Александры. Она постоянно задерживалась на гриме, изводя гримеров своей придирчивостью, и забывала текст. В итоге уже к финалу съемок Гафт отказался сниматься с Яковлевой, и пришлось делать комбинированные съемки, записывая актеров по отдельности. Позже Валентин Иосифович говорил про Яковлеву: «Очень трудный характер. Но мне это нравится. Благодаря, наверное, неуступчивости она сохранила такую неповторимую индивидуальность».
А тогда даже на озвучку артисты приезжали в разное время, чтобы не встречаться. Режиссер в итоге все же рискнул и пригласил пару на озвучание вместе. При встрече Александра радостно бросилась к Гафту на шею, и из студии они ушли уже друзьями. Режиссер тогда заметил: если бы актриса чуть раньше стала такой радушной, то съемки прошли бы вообще без скандалов. А ведь дело доходило даже бойкотов, которые объявляла Александре вся съемочная группа. Сама же Яковлева утверждает: «Этот фильм абсолютно точно научил меня быть ведьмой, когда это надо».
Вицину заткнули рот
Все помнят замечательного говорящего кота — одну из ярких разработок Института необыкновенных услуг. Так вот, сказочному животному досталось от цензуры больше всего. Озвучивал фантастического Василия Георгий Вицин. И мало кто знает, что роль Василия изначально была не менее, а может быть, даже более значима, чем у героев-людей. Умный мурлыка все подмечал, все понимал, все комментировал… Это он советовал Иванушке не совать свой нос в серпентарий единомышленников волшебного производства: «Не советую, съедят!» И тут же упрекал его же за нерешительность поцеловать спящую любимую: «Боже мой! Ну совершенно утратили естественные инстинкты». А в сцене, когда Сатанеев-Гафт оказывается на крыше института верхом на лошади, мудрый кот ведет с ним долгий диалог и даже дает пощечину мягкой лапой…
В общем, как говорится в другом известном советском фильме: «Он не просто говорит, он же выводы делает». К тому же на роль кота было отсмотрено около двух десятков домашних питомцев. А для того, чтобы было похоже, что кот разговаривает, ему постоянно смазывали нос сметаной, он его облизывал, создавая впечатление артикуляции. В общем, поработали на славу, и, возможно, Кот-Вицин переиграл бы всех звезд на площадке. Но строгая комиссия усмотрела нем необычайное сходство с котом Бегемотом из булгаковского «Мастера и Маргариты» и беспощадно удалила практически все сцены — ведь роман Булгакова был тогда в опале. И в фильме оставили только кошачье «Ура!» под бой курантов и презрительное — «Чушь!», которое фыркнул кот влюбленному Сатанееву. Говорят, Вицин чуть не плакал, когда узнал, что такая работа «пошла под нож».
Что было дальше?
В 1990-х Абдулов предложил Константину Бромбергу снять продолжение этой новогодней музыкальной сказки и даже собирался выступить продюсером. Старший брат, Аркадий Натанович Стругацкий, к тому времени уже умер, а младший, Борис Натанович, эту идею одобрил и пожелал Бромбергу с Абдуловым удачи.
Если бы тогда все получилось, сейчас мы бы были «вдвойне счастливее», как говорил кот Матроскин. По сюжету в продолжении «Чародеев» олигархи и бизнесмены, наводнившие в те годы страну, атакуют «НУИНУ» с предложениями продать им волшебную палочку. Под этим натиском руководство института решает переместиться в параллельную реальность. Для всех сотрудников учреждения создают иллюзию, что они продолжают жить в прошлом и что все у них осталось по-прежнему… А празднование Нового года в финале проходит и в наши дни, и в прошлом. Но тогда реализовать эту идею не удалось, а после ухода из жизни Абдулова все как-то само собой заглохло.
Они ушли навсегда
К сожалению, финал реальной жизни многих актеров, сыгравших главные роли в «Чародеях», оказался далеко не сказочным.
Александра Яковлева-Аленушка ушла из жизни 1 апреля этого года после тяжелой болезни. Актрисе было 64 года.
У Александра Абдулова-Иванушки в 2007 году обнаружили рак легкого. Скончался актер в 54 года 3 января 2008 года.
У Валентина Гафта в 2011 году случился инфаркт, затем начала развиваться болезнь Паркинсона. Умер знаменитый актер в 85 лет, 12 декабря 2020 года, так и не оправившись до конца от перенесенного инсульта.
Валерий Золотухин почувствовал ухудшение здоровья в 2012 году, в этом же году ему был поставлен диагноз: глиобластома головного мозга. Скончался народный артист 30 марта 2013 года в 71 год.
Михаил Светин умер 30 августа 2015 года в возрасте 85 лет от геморрагического инсульта.
У Семена Фарады проблемы с сердцем начались еще в 80-х годах. А в 2000 году у Семена Львовича произошел обширный инсульт. Благодаря родным и близким актер прожил еще 9 лет, но речь так и не восстановилась. Умер народный артист 20 августа 2009 года в возрасте 75 лет.
Как сложилась судьба других актеров?
К счастью, живут и здравствуют Екатерина Васильева, она же — Кира Анатольевна Шемаханская, директор «НУИНУ», и Эммануил Виторган — Виктор Петрович Ковров, заведующий отделом магической древесины. Васильева в какой-то момент отошла от мирской суеты и ушла в монастырь, жизнь знаменитой актрисы сейчас скрыта от глаз обывателей, хотя в кино она хоть и редко, но появлялась. Одна из самых свежих ее работ — в сериале «Предпоследняя инстанция». А вот роль ведьмы, которую она сыграла в «Чародеях», уже с 90-х годов тяготила актрису. «Там вроде как все ничего. Но, когда начинаются всякие заклинания, я вспоминаю, и мне прямо дурно… Поэтому я не люблю все это вспоминать…» — признавалась она.
Виторган сейчас живет в Москве, третьим браком он женат на Ирине Млодик. У пары двое детей: в 2018 году родилась дочь Этель, а в 2019 — Клара. 27 декабря актеру исполнилось 83 года.