Российской кинофантастики не очень много, а хорошей среди неё еще меньше. На этот жанр отечественные кинематографисты всерьез обратили внимание только в нулевые, когда полные кинозалы собрали «Ночной дозор» и «Дневной дозор», экранизации произведений Сергея Лукьяненко, снятые Тимуром Бекмамбетовым. Правда, потом всё было не столь радужно. Так, сделанная Федором Бондарчуком экранизация «Обитаемого острова» братьев Стругацких оказалась слишком дорогим проектом и не смогла окупиться в прокате, несмотря на очень хорошие — по российским меркам — сборы (около $28 млн).
Очередным фантастическим проектом с участием Федора Бондарчука стал фильм «Спутник», который делали всё те же компании Art Pictures Studio, «Водород» и Hype Film, стоявшие за «Притяжением» и «Вторжением» (а также за мелодрамами «Лед» и «Лед 2»). Прокат «Спутника» должен был начаться в середине апреля, международная премьера была запланирована на август в рамках международного кинофестиваля Tribeca Film Festival. Но все эти планы отменились из-за пандемии коронавируса COVID-19. Кинотеатры закрылись, фестиваль отменили, но продюсеры решили не откладывать выход картины на неопределенный срок (как поступили многие прокатчики), а перенести премьеру в интернет, в онлайн-кинотеатр more.tv. Это первый подобный случай в российском кино: фильмы с бюджетом в 190 миллионов рублей сначала всё же показывали в кинотеатрах. Но в данном случае обстоятельства решили всё за продюсеров.
Действие «Спутника» происходит в 1983 году. Космический корабль «Орбита-4» возвращается на Землю, по телевидению идут бодрые рапорты о самочувствии экипажа и о восстановлении космонавтов после трудного полета. На самом деле один из членов экипажа мертв, а у другого, командира корабля Вешнякова (Пётр Фёдоров), странные показатели, он находится в изолированном боксе и проходит многочисленные тесты. Для работы с Вешняковым начальник филиала Всесоюзного НИИ системного анализа полковник Семирадов (Федор Бондарчук) приглашает психолога Татьяну Юрьевну (Оксана Акиньшина). Татьяне грозит дисквалификация за создание угрозы жизни пациента, но Семирадов обещает уладить этот конфликт в обмен на её помощь. Она соглашается.
Институт находится где-то в степях Казахстана, там строгая пропускная система, множество вооруженной охраны и закрытые для посторонних помещения. У Татьяны сразу возникает конфликт с научным руководителем филиала Ригелем (Антон Васильев), она считает, что тот боится разделить с ней славу. Но, когда она узнает правду о том, что происходит в институте, и о том, что прилетело вместе с космонавтами из космоса, ей придется перешагнуть через свои предубеждения и начать действовать решительно и с размахом, которого от этого, по сути, очень камерного фильма не ожидаешь.
Любопытно, что снял эту феерию режиссер-дебютант Егор Абраменко. Для него это первая работа в полнометражном кино. После анонсов «Спутник» сравнивали с различными фильмами, которые рассказывают почти такую же историю про что-то завезенное из космоса. Это, конечно, в первую очередь фильм «Нечто» («The Thing») Джона Карпентера. Впрочем, можно вспомнить и, например, франшизу, начатую фильмом Ридли Скотта «Чужой», в котором люди тоже сталкиваются с инопланетной угрозой, осознать которую они поначалу не могут. Или еще один классический хоррор «Штамм Андромеда», который напоминает и про те обстоятельства, которые вынудили создателей «Спутника» поменять площадки для премьеры. Наверное, всем этим создатели «Спутника» вдохновлялись при написании сценария.
Но самыми близкими аналогиями для «Спутника» будут, пожалуй, недавняя оскароносная «Форма воды» Гильермо дель Торо и советский фантастический фильм «Человек-амфибия». Возможно, чуждые человечеству создания в этих картинах не столь кровожадны, как в «Спутнике», но у них есть способность пробудить прежде дремавшие чувства и превратить человека в человека.