Церковь не одобряет. Знаменитые фильмы, против которых выступали верующие

«Сладкая жизнь», «Последнее искушение Христа», «Куколка». © / Коллаж АиФ

В России не утихают скандалы, связанные с ещё не вышедшим в прокат фильмом Алексея Учителя «Матильда». Историческая драма о первой любви канонизированного РПЦ императора Николая II не устраивает некоторых православных активистов, которые, требуя запретить показ ленты, выходят на митинги и даже угрожают сжечь кинотеатры, если они начнут прокат картины.

   
   

Мировой кинематограф помнит не одно выступление религиозных организаций против фильмов. Иногда государства поддерживали активистов и запрещали демонстрацию картины, а иногда игнорировали их действия, и «скандальная» работа со временем попадала в коллекцию мировых киношедевров.

АиФ.ru вспоминает, против каких киноработ в разные годы выступали религиозные активисты.

«Куколка», реж. Элиа Казан

США, 1956 год

Фильм «Куколка» по сценарию легендарного Теннесси Уильямса ещё на этапе съёмок получил славу «вульгарного кино». После того как картина Элиа Казана вышла на большой экран, её стали называть «самым грязным американским художественным фильмом, который когда-либо легально демонстрировался в кинотеатрах».

Общественность была возмущена аморальным сюжетом, в котором молодая женщина решается на измену мужу, и фильм отправили на доработку. Однако американское Общество добродетельных католиков (ОДК), которое в середине XX века оценивало кинопродукцию и могло рекомендовать фильм к показу или запретить верующим его просмотр, всё равно осталось недовольно цензурным вариантом «Куколки». Религиозную организацию возмутило, что киноиндустрия одобрила картину, которая «определённо морально разлагает» американское общество. И она решила сама предупреждать верующих о губительном воздействии «Куколки» на их души. Дошло даже до того, что священники собирались в холлах кинотеатров и записывали имена прихожан, которые купили билет на «аморальный» фильм.    
   

Религиозные фанатики объявили полугодовой бойкот кинотеатрам, в которых демонстрировали «Куколку», и даже угрожали взорвать эти здания. Но, к счастью, до этого не дошло: в конфликт вмешался Союз по обеспечению гражданских свобод Америки, заявивший, что подобные акции противоречат Конституции.

Несмотря на многолетние протесты со стороны верующих, фильм у публики вызывал небывалый ажиотаж, а режиссёр за свою провокационную работу получил сразу две престижные награды: премию Британской киноакадемии и «Золотой глобус».

«Сладкая жизнь», реж. Федерико Феллини

Италия, 1959 год

В 1959 году с культовым фильмом «Сладкая жизнь» в немилость католиков попал классик итальянского кино Федерико Феллини. Как известно, у его сатирической трагикомедии множество трактовок: для одних зрителей это фильм о семи смертных грехах, для других – история о поиске и потере смысла жизни, для третьих – зарисовка из жизни современного общества. Однако Римско-католическая церковь не стала заниматься искусствоведческим анализом, а восприняла ленту буквально. Их возмутило само название «Сладкая жизнь», которое обещало непристойное времяпрепровождение. А в эпизоде про двух мальчиков, будто бы видевших Деву Марию, но называющих разные места, где это произошло, они разглядели пародию на идею второго пришествия Христа.

Католики и протестанты призвали верующих бойкотировать «аморальную» ленту. В Испании этот протест даже поддержало государство: вплоть до 1975 года «Сладкая жизнь» была запрещена к показу. В США «Сладкую жизнь» допустили к прокату как «фильм для взрослых», так как Общество добродетельных католиков так и не смогло определиться со своим отношением к «шокирующей, но превосходной картине».

Менее лояльно к творчеству Феллини отнеслись на его родине, однако запрет на демонстрацию фильма в Италии продлился всего несколько месяцев и послужил для него отличной рекламой. Скандальный фильм вызвал у публики небывалый ажиотаж, став одной из самых знаменитых и кассовых работ в карьере режиссёра. А светская публика в 1960 году наградила работу Феллини «Золотой пальмовой ветвью».

«Последнее искушение Христа», реж. Мартин Скорсезе

США, Канада, 1988 год

Один из самых влиятельных режиссёров современности Мартин Скорсезе почти 10 лет не мог приступить к съёмкам своего фильма «Последнее искушение Христа». Всё это время он искал студию, готовую помочь в экранизации одноимённого романа, написанного отлучённым от церкви греческим писателем Никосом Казандзакисом.

Киностудии одна за другой отказывались от затеи Скорсезе, так как верующие недвусмысленно заявляли о своём отношении к будущему фильму, где давалась очень вольная трактовка событий, описанных в книгах Нового Завета. Лишь продюсеры студии Universal согласились выдать деньги на рискованный проект, но при условии, что следующий фильм Скорсезе, снятый для них, будет сугубо коммерческим.

За день до премьеры, 11 августа 1988 года, около студии Universal был организован митинг. Десятки тысяч католиков бойкотировали выход картины и даже подожгли несколько кинотеатров в Париже и Безансоне (в результате чего несколько зрителей получили тяжёлые ранения, а один человек погиб). Кинопрокат «Последнего искушения Христа» был практически сорван: глядя на агрессивную реакцию верующих, киносети отказывались демонстрировать фильм, протестующие похищали копии картины, а обычные зрители и вовсе боялись идти на сеансы.

Фильм «Последнее искушение Христа» в ряде стран до сих пор запрещён для показа, а сам Скорсезе так и не получил за него значимых кинонаград.

«Код да Винчи», реж. Рон Ховард

США, Мальта, Франция, Великобритания, 2006 год

Экранизация международного бестселлера Дэна Брауна «Код да Винчи» встретила протест верующих в самых разных уголках мира. Римско-католическая Церковь призвала верующих бойкотировать «оскорбляющий Христа» фильм, а глава индийских католиков в знак протеста объявил голодовку. Против фильма Рона Ховарда, чей сюжет основан на предположении, что Иисус женился на Марии Магдалине и у него были дети, выступили в Иордании, Индии, Китае, Сирии, Ливане, Египте, после чего власти этих государств запретили прокат картины.

Московские верующие также выступали с обращением запретить демонстрацию фильма (причём за это единодушно высказались и христиане, и мусульмане). Премьера «Кода да Винчи» сопровождалась акцией протеста Союза православных граждан, который провёл «молитвенное стояние и просветительский пикет» у одного из столичных кинотеатров, но, несмотря на это, картину в России не запретили и она собрала внушительные для нашей страны $11 млн. Не меньшим интересом фильм пользовался в странах с большим количеством католиков: в Италии и Испании «Код да Винчи» и вовсе установил кассовые рекорды.

Официальный протест Ватикана против фильма не помешал даже его премьере на 59 Международном Каннском кинофестивале. Организаторы предусмотрительно обеспечили звёздам картины повышенные меры безопасности, но реакция критиков на «Код да Винчи» была практически единодушной: «много шума из ничего».