С первых кадров зрителя захлестывают морские волны, ведь именно с морем ассоциируется полуостров у большинства. Отдых, курорт, пляжи и пионерские лагеря — целые поколения приезжали летом в Крым. В последние 4 года, безусловно, полуостров сменил амплуа. Многие журналисты и кинематографисты показывали нам Крым исключительно в контексте политики. Пожалуй, сегодня среднестатистический россиянин больше знает о первых лицах полуострова и его политическом бомонде, чем, скажем, о губернаторе соседнего региона. Джазоян категорически отказался от приевшихся клише. Хотите увидеть настоящий Крым — узнайте его людей. «Мы только тогда поймем Крым, когда поймем его жителей. Ведь это не только полуостров, исторические памятники, это тысячелетняя история. Как говорит один из наших героев, археолог в Херсонесе: „Крым — это котел, где переплавились сотни народов, которые оставили для нас бесценный исторический, археологический, этнографический материал“. Если мы через людей раскроем Крым, тогда в России и во всем мире поймут, что это за полуостров и кто там живет. Здесь каждый несет свое пространство, свою историю, а мы просто за ними наблюдали», — рассказал режиссер.
Камера деликатно показывает и рассказывает без имен и титров: вот рыбаки, потомки древних эллинов, так же, как и тысячелетия назад, выходят в море, с трудом затягивают переполненные рыбой сети в свои лодки, правда, теперь эти лодки с мотором, а так все такое же, как и раньше. Те же разговоры о ветре и течениях, о том, что у мыса сегодня идет барабулька, а спустя месяц будет много ставриды. Армянская семья показывает свою реликвию: документ, в котором прописано, что их предок был настоятелем древнего монастыря, а сегодня его потомки стали прихожанами этой старенькой армянской церкви. Крымские татары рассуждают об урожае и с гордостью показывают дом, который построили своими руками. Молодой крымский журналист Владислав Осипов назвал картину Джазояна фильмом с душой: «Чувствуется, что фильм снимал не крымчанин, а человек, который приехал со стороны и увидел полуостров, каким он нам был близок всегда. Т. е. все время есть ощущение, что время законсервировалось. Или вообще времени нет в этом фильме. Все, что в нем снято, можно было снять и в шестидесятые, и в семидесятые, и в девяностые. Ничего не изменилось. А все эти истории вечные, как и герои, и их темы. Мне кажется, и через 50 лет будут те же рыбаки, тот же домик Чехова, музей Волошина в Коктебеле, и будет та же „Нахимка“, где будут учиться юные моряки. Фильм ценен именно тем, что показана суть вещей Крыма, его душа».
Лаконичные истории людей, словно пазлы, составляют картину, которая больше расскажет о полуострове, чем любой учебник истории. В фильме собраны мнения и взгляды, людей, которые никогда бы не попали «в телевизор», ибо некогда, слишком полна их жизнь семьей, каждодневным трудом, прочими обыденными заботами, да и не стремятся они туда, а лишь удивляются, чем же они смогли заинтересовать столичного режиссера. Все, что они делают на камеру, просто и обычно, каждодневно. Вот реставрируют старинные ковры в ханском дворце Бахчисарая, вот идет троллейбус на самой длинной трассе Симферополь-Ялта, а это священник борется с граффити, которыми нерадивая молодежь исписала старинные кельи древнего храма в Качи-Кальоне, кто-то придумывает детские утренники в домике Волошина, что в Коктебеле, а кто-то собирает урожай винограда в Нижнегорске. Здесь много простых и незамысловатых историй, собранных вместе в один большой портрет.
«На мой взгляд, до фильма Джазояна нам показывали или залакированный официоз, или придумки в свою пользу. Больше во всероссийском масштабе ничего сделано не было. А эта работа нас приводит к тому, что о Крыме нужно говорить правду, а у каждого она своя. И вот из этих крупинок и сложится общее правдивое впечатление. Мне понравился взгляд на Севастополь. Это лоск, это суть города, флотское, морское начало. Это отражено очень достойно. Расстроила некая неухоженность остального Крыма, и это объяснимо, это вызвано 23 годами пребывания полуострова в составе Украины. Сейчас, конечно, ситуация меняется», — поделился своим впечатлением председатель севастопольского отделения Союза журналистов России Сергей Горбачев.
Фильм получился очень камерным, несмотря на формат. Вроде виден размах: камера то взлетает вверх и фиксирует крымские красоты с высоты птичьего полета, то медленно скользит по старой Ялтинской дороге вместе с неторопливым троллейбусом. Города и поселки, горы и виноградники, судьбы и истории сменяют друг друга достаточно часто, предоставляя море информации для размышления. Не покидает чувство, что не смотришь через экран, а сам участвуешь в иммерсивной картине. Все выводы, которые зритель выносит из зала после просмотра, не режиссерские, а очень личные. Действительно, если хотите увидеть настоящий Крым, узнайте его жителей.
Смотрите также:
- Алексей Попогребский: «Зритель готов смотреть фильмы, которые считаются нестандартными» →
- Режиссёр Михаил Местецкий: западным зрителям неохота смотреть русское кино →
- «По стопам не хожу!» Актриса Мария Миронова - о кино и свободе выбора →