7 причин посмотреть «Привидение». Критик Антон Долин о кинохите 90-х

«Привидение». © / Кадр из фильма

Четверть века назад фильм «Привидение» режиссёра Джерри Цукера стал главным кинохитом года: получил ряд престижных наград и номинаций, в том числе два «Оскара», открыл миру комедийную актрису Вупи Голдберг и в одних только Штатах при бюджете в $22 млн заработал $217 млн.

   
   

Романтическая история молодой пары Молли и Сэма, который остаётся рядом с возлюбленной даже после смерти, и сегодня находит своих зрителей. Одни со слезами пересматривают кинохит 90-х, другие идут в театр, чтобы посмотреть его музыкальную сценическую версию. Мюзикл «Привидение», поставленный театральной компанией «Стейдж Энтертейнмент», и сегодня можно увидеть в Московском дворце молодёжи.

АиФ.ru попросил популярного кинокритика Антона Долина объяснить, почему вот уже 27 лет «Привидение» называют «шедевром развлекательного кино».

Эффект снежного кома 

Удивительно не только то, что фильм получился таким хорошим, а даже то, что он вообще получился. «Привидение» снял Джерри Цукер, который раньше никогда не работал в жанре романтической драмы: вместе со своим братом Дэвидом Цукером и коллегой Джимом Эбрэхэмсом он создавал абсурдные «отвязные» комедии («Аэроплан!», «Голый пистолет», «Совершенно секретно»). А его следующий опыт в романтическом жанре — «Первый рыцарь» — и вовсе оказался неудачным.

Ещё одним удачным совпадением стал кастинг — изначально в каждой из главных ролей Цукер видел других артистов. Деми Мур в то время была всего лишь сериальной актрисой, но получила роль Молли, потому что умела убедительно плакать по команде режиссёра. Вупи Голдберг до «Привидения» была известна как драматическая артистка, а комедийная роль (за которую она впоследствии получила «Оскар» и «Золотой глобус») досталась ей благодаря рекомендациям Патрика Суэйзи. Сам же исполнитель роли Сэма просто обладал подходящим мужественным типажом.

Сочетание несочетаемого

В «Привидении» соединены три совершенно разных жанра: комедия, мелодрама и мистический триллер. Не уверен, что в истории кино найдётся много примеров подобного соединения. 

Такое парадоксальное сочетание несочетаемых элементов могло оказаться полным фиаско, но вдруг стало триумфом. 

   
   

Актёры разных школ

Патрик Суэйзи и Деми Мур — актёры с романтическим амплуа. Они олицетворяют собой представление о мужской и женской красоте в 1980-90-е годы, но неспособны на широкую гамму эмоций. В то же время в фильме участвует острохарактерная театральная артистка Вупи Голдберг, которая может сыграть абсолютно всё (у Голдберг роль всего лишь второго плана, но «Привидение» без неё было бы другим — слишком «выстраданным» и серьёзным).

Голливудский идеализм

Эта картина полна голливудского идеализма: хорошие люди попадают в рай, а плохие в ад. Такое почти средневековое отношение её создателей к реальности и мистике, их простота и прямолинейность соблазнили большинство зрителей. К тому же простые истины, о которых идёт речь в «Привидении» (алчность губит человека, а любовь его спасает), всегда актуальны.

Универсальный взгляд на мир

Сценарист и автор идеи «Привидения» Брюс Джоэл Рубин — буддист, однако американский взгляд на жизнь тяготеет к совмещению различных религиозных картин мира. В «Привидении» теории буддизма (в частности, идея перерождения после смерти) органично сочетаются с христианскими идеями и их образной системой (ангелы, ад, рай, свет). 

Светлый финал

Один из главных «секретов» «Привидения» — его печальный, но не слащавый финал. Мы видим, что смерть — это не конец: Молли и Сэм прощаются друг с другом легко, почти радостно. Такое сочетание горького и сладкого заставляет многих рыдать (не случайно на некоторых сеансах «Привидения» зрительницам выдавали одноразовые носовые платки). 

Это удивительный случай, когда смерть в кино даёт возможность надеяться на лучшее — на продолжение любви даже после смерти.

Законченная идея

«Привидению» не нужно продолжение ни в виде сиквела, ни в виде сериала. Единственное, что имеет место быть — это новые фильмы, навеянные его темами (например, «Призрак» с Фёдором Бондарчуком в главной роли), и ремейки, которые, вероятно, появятся в будущем. Постановка «Привидения» в формате мюзикла — это тоже своего рода ремейк, но в новом жанре, в новой форме.

Смотрите также: