7 культовых фильмов Российской империи, которых вы не видели

«Понизовая вольница» © / Кадр из фильма

28 октября 1908 года на экраны вышел первый русский художественный фильм — «Понизовая вольница». С тех пор российский кинематограф значительно изменился и эволюционировал, но многие отечественные фильмы — исторически важные, культовые, которые в свое время произвели настоящий фурор, — сейчас или оказались утеряны, или неизвестны широкой зрительской аудитории. Однако, если верить архивным кадрам и воспоминаниям современников, кинематограф в Российской империи был очень даже на уровне — даже эксперты сходятся во мнении, что он занимал достойное место в мировом искусстве.

   
   

«Понизовая вольница» (другое название — «Стенька Разин и княжна») (1908)

В основу фильма легла одноименная историческая былина Василия Гончарова (написанная в свою очередь по мотивам песни Дмитрия Садовникова «Из-за острова на стрежень»). По сюжету, разбойник Стенька Разин берет в плен молодую персиянку, влюбляется в нее и веселье с красавицей становится для него важнее, чем цель похода — вернуть казаков на Дон. Видя, что они «теряют» Разина, есаулы оговаривают княжну, заявляя, что она якобы изменяет Стеньке с неким «принцем Хассаном». Поверив, разъяренный разбойник бросает персиянку в Волгу.

В первом же художественном фильме сценаристов интересовали их авторские права: Владимир Гончаров, который придумал использовать «киноиллюстрации» к своей былине, попросил «охранять его авторские права во всех синтематографических театрах». Правда, он получил отказ: сценарий и экранизация просто не подходили под определение «литературного произведения».

«Понизовая вольница». Фото: Кадр из фильма

«Ухарь-купец» (1909)

Немой короткометражный фильм Василия Гончарова «Ухарь-купец» стал первым отечественным цветным фильмом (черно-белая пленка была раскрашена от руки).

Снимали ленту по мотивам одноименной народной песни на стихи Ивана Никитина о том, как главный герой покупает во время одной из своих пирушек-гулянок красивую крестьянскую девушку.

Утверждается, что «Ухарь-купец» стал самым кассовым фильмом 1909 года.

«Песнь про купца Калашникова» (1909)

Немая короткометражка считается одним из первых художественных российских фильмов, хотя сейчас лента утрачена.

   
   

По сохранившимся описаниям можно судить, что экранизация лермонтовской «Песни про купца Калашникова» состояла из 4 эпизодов: пира при дворе Ивана Грозного, оскорбления опричником Кирибеевичем жены главного героя, их спора и кулачного боя.

Роль Калашникова стала дебютом для актера немого кино известного актера Петра Чардынина.

«Оборона Севастополя» (другое название — «Воскресший Севастополь») (1911)

Документально-игровой фильм о Крымской войне является первой отечественной полнометражной кинопостановкой. В качестве режиссеров выступили Василий Гончаров и Александр Ханжонков – предприниматель, который одним из первых в России начал зарабатывать на кинематографе.

Как вспоминал Ханжонков, идея этого фильма возникла у Гончарова, но для такой масштабной картины нужно было одобрение императорского двора (в ленте фигурируют такие герои, как адмиралы Нахимов и Корнилов, а съемки происходят на местах сражений). И предприниматель поставил ультиматум: если Гончаров самостоятельно добьется поддержки императора – быть картине, если же нет – тогда он навсегда «отстает» от Ханжонкова и больше не тревожит его. Промышленник дал автору идеи денег на дорогу и на парадный костюм и понадеялся, что на этом его общение с Гончаровым закончится. Однако все вышло наоборот: Николай II одобрил затею режиссера и даже частично финансировал производство. Также по приказу государя к работе привлекли группу историков и консультантов, чтобы события были воссозданы как можно точнее.

«Оборона Севастополя», 1911. Фото: Кадр из фильма

«Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» (1911)

«Прекрасная Люканида» стала первым мультфильмом, снятым в технике объемной анимации не только в Российской империи, но и в мире вообще. В 10-минутной картине про царицу жуков-рогачей Люканиду, которая полюбила графа Героса из племени конкурентов-усачей, режиссер Владислав Старевич использовал настоящих, препарированных насекомых.

«Портрет Дориана Грея» (1915)

В качестве автора сценария, режиссера и исполнителя главной роли в «Портрете Дориана Грея» выступил сам Всеволод Мейерхольд – театральный режиссер, педагог и актер. Фильм считается утерянным, но сохранились его эскизы и воспоминания современников.

Поскольку Мейерхольд не был близко знаком со спецификой кинематографа, в работе ему значительно помог оператор Александр Левицкий. Зато прославленному артисту принадлежит заслуга создания кадра, в котором совмещается несколько перспектив (добивался этого Мейерхольд с помощью ширм).

«Пиковая дама» (1916)

В немом фильме по пушкинской повести Якова Протазанова использовалось сразу несколько «спецэффектов»: оператор Евгений Славинский применил движущуюся камеру (одним из первых в русском кинематографе), а также съемки с ракурса сверху и в ночное время. Кроме того, к показу фильма выпустили буклеты – вполне вероятно, что впервые в истории отечественного кино.

«Пиковая дама» (1916). Фото: Кадр из фильма

Смотрите также: