После того, как французский актер стал гражданином России, отношение наших зрителей к нему изменилось не в лучшую сторону. Однако, сам Депардье продолжает признаваться в любви к «новой родине», и активно участвовать в жизни российского кинематографа.
Фильм «Распутин» был снят в 2011 году режиссером Жозе Дайан — как сериал, который демонстрировали на французском телевидении. Большого успеха картина не получила: основные роли играют российские актеры, и трагедия, на которой основан фильм, интересна, в первую очередь, отечественной аудитории.
Смонтировал сериал в полнометражную картину режиссер Ираклий Квирикадзе, который и указан в афише. Учитывая, что картину снимал вовсе не он, выглядит это странно. Тем более, что монтаж, для которого писался отдельный сценарий, вышел не очень удачным: действие выглядит скомканным, есть смысловые и сюжетные провалы. Гораздо лучше для было бы не сокращать и перекраивать сериал, а в первозданном виде показать на российском телевидении — там он имел бы успех.
В качестве же фильма закрытия 35-го ММКФ картина одобрительных отзывов не собрала. Хотя все отметили потрясающую актерскую работу Владимира Машкова, который сыграл последнего русского царя Николая II, Филиппа Янковского, который исполнил роль князя Юсупова, и Ирины Алферовой, сыгравшей княгиню Юсупову. Блестяще справилась со своей ролью и Фанни Ардан, которой досталась роль последней русской императрицы Александры Федоровны.
Что касается самого Распутина, то в исполнении Депардье он получился фигурой не столько роковой, сколько идеализированной. Как признался сам актер, для него главным в роли было «понять русскую душу». И видел он в Распутине, в первую очередь, представителя народа, призванного «спасти Россию», но попавшего в гущу дворцовых интриг и погибшего, не исполнив своей миссии.
Акцент в фильме сделан на «целительстве» Распутина и его рассуждения о Боге. Депардье рассказывал, что его бабушка занималась «народным целительством», и потому он знал, как надо играть знахаря. Депардье, видимо, вдохновлялся также и образом Жанны Д′Арк — простой крестьянской девушки, которая, услышав глас Божий, последовала ему и спасла Францию от врагов. Спасителя страны, которого голоса свыше привели в царский дворец, Депардье и играет. Знаменитый же распутинский разврат в фильме показан вскользь, как «досадные слабости хорошего праведного человека».
Нельзя сказать, чтобы Депардье удалось передать «русскую душу», которая может сочетать в одном теле крайнюю степень морального падения и самые высокие порывы души. У Распутина этот контраст слишком подчеркнут: когда он «святой», в нем нет ничего от пропоицы, когда он пьет — он все равно не скатывается до полной степени скотства.
Образ «святого старца» в фильме очищен от слухов и сплетен. Пресловутый разврат, гибельное влияние на доверчивую императрицу, торговля должностями — это все не правда, а якобы миф, созданный газетчиками, английскими шпионами и недоброжелателями из среды высшего общества. Которое в картине выглядит крайне неприглядно — куда хуже любых безумств «старца Григория».
Генералы — продажные и глупые, князья, такие как Феликс Юсупов (Филипп Янковский) и великий князь Дмитрий Павлович (Данила Козловский), предаются нетрадиционной любви, вместо того, чтобы заниматься насущными проблемами страны, словом, никому нет дела до надвигающейся катастрофы. Кроме, конечно же, Распутина, который единственный из всех пытается открыть Николаю Романову глаза на истинное положение вещей.
Тут хочется отметить актерскую работу Владимира Машкова, который создал свой оригинальный образ последнего русского царя. Николай II в исполнении Машкова получился настоящим русским дворянином — человеком предельно честным, интеллигентным, очень сдержанным и бесконечно одиноким. Его тянут в разные стороны, разрывая на части, супруга, Распутин, генералы и родственники. Император оказывается перед сложным выбором — поверить генералам или малограмотному провидцу из сибирской деревни. При этом Николай понимает, что от его выбора зависит судьба России. Но, пока он колеблется, выбор делают за него: заговорщики убивают Распутина.
Нет пророка в своем отечестве — высшая знать не потерпит, чтобы выскочка из крестьян и немка-императрица заправляли делами в государстве. В итоге страна рухнула в войну и революцию, а царскую семью расстреляли, причем в самых первых кадрах фильма. Видимо, чтобы сразу создать у зрителей подходящий настрой.
Словом, получилась торжественно-парадная картина к 400-летнему юбилею дома Романовых, с красивыми съемками в Царском селе и Санкт-Петербурге, и с новым гражданином России Депардье на постере — в посконной рубахе, с бородой и плисовых портах. Для полного китча не хватает только лаптей, но это компенсируется многочисленными сценами пьянства — Депардье опрокидывает рюмку за рюмкой и танцует, только почему-то не цыганочку, а некое подобие танго, и сверкает из-под косматых бровей пронзительными очами духовидца.
Последний кадр и вовсе окончательно портит весь зрительский настрой — расстрелянный, отравленный и сброшенный в прорубь Распутин вдруг открывает под водой глаза, а закадровый голос вопрошает: «А так ли плох был Распутин?».
Не знаем, как насчет самого Григория (история нынче — дело темное), но относительно Депардье можно с уверенностью ответить: видели мы Распутиных и получше. Уж попытался бы Жерар понять пресловутую русскую душу как-нибудь по-другому.
Смотрите также:
- Целители наших душ. 10 самых смешных «юмористических артистов» всех времен →
- Приключения товарища Сухова: как снимался первый советский «истерн» →
- Грим для Машкова и опасные трюки. За кадром сериала «Григорий Р.» →