18 апреля в России стартовал фестиваль «Другое кино». До 24 апреля смотреть другое кино будут в регионах, московская же часть фестиваля откроется только в следующую среду. Режиссер главной сенсации фестиваля, картины «Девушка и смерть» нидерландец Йос Стеллинг рассказал «АиФ.ru» о том, почему ему нравится работать с российскими актерами и чем для него является процесс создания фильма.
«АиФ.ru»: — Вы не первый раз уже приглашаете в свои картины российских актеров. Откуда такой интерес к России?
Й.С.: — Если говорить в общем, у русских отменное чувство искусства и поэзии. Мне нравится русская меланхолия и способы ее выражения, визуализации. Также я большой поклонник послереволюционный русской культуры, и этот фильм в этом смысле является одой. Русские актеры и актрисы хорошо обученные, фантастические профессионалы, которые также всегда вносят свой вклад в процесс творческого мышления.
«АиФ.ru»: — Ренату Литвинову, которая исполнила одну из главных ролей в вашем новом фильме «Девушка и смерть», в России зрители называют «Богиней». А как бы вы ее охарактеризовали?
Й.С.: — Сильная женщина и очень хорошая актриса. Я начинал ее ценить все больше и больше по мере приближения к концу съемок.
«АиФ.ru»: — Процесс работы над фильмом — что это для вас?
Й.С.: — Создание фильма дает вам возможность выйти за пределы собственных границ. Мне понадобилось несколько лет, чтобы все обдумать, чтобы зрители могли увидеть это в двухчасовом формате. Это дает мне хороший стимул. И мне нравится работать с людьми, которые могут сделать больше, чем я в своих соответствующих профессиональных областях. В плане оказания помощи друг другу это даже лучше. Я уверен, что целое больше, чем сумма его частей и вместе мы сможем сделать то, что вознесется над нами. Именно в этом заключается идея — все работают на нечто большее, чем сами, и я все еще считаю это чем-то особенным. И, конечно же, в процессе съемок имеется все, для создания собственного мира.
«АиФ.ru»: — Какие особенности киноязыка вы считаете наиболее важными? Что важнее — фон или персонаж?
Й.С.: — Это можно сравнить с игрой в шахматы с аудиторией, и игра важнее, чем выигрыш или проигрыш. Персонажи — шахматные фигуры. Фильм показывает магнитное поле между всеми видами противников: мужчинами и женщинами, настоящим и прошлым, днем и ночью, и т.д. Кино не столько о персонажах, но больше о магнитном поле между ними.
«АиФ.ru»: — Насколько окончательный вариант картины соответствуют изначальной задумке и сценарию?
Й.С.: — Фильм — это стройка. Сценарий является планом здания. Музыка в конечном итоге является крышей. Наглядная постройка всегда оказывается более впечатляющей, более красивой, чем первоначальный план на бумаге. Хороший сценарий предусматривает именно это.
«АиФ.ru»: — В ваших картинах диалоги сведены к минимуму. Вы считаете, что кино — ближе к музыке, чем к литературе?
Й.С.: — Я считаю музыку высшей формой искусства, потому что она абстрактна и идет непосредственно через слух к сердцу. Кино стоит на втором месте и идет непосредственно через зрение в сердце. Литература должна совершать перевод через мозг в первую очередь. Хорошие диалоги в фильмах почти всегда лгут. Подытоживая, я считаю, что фильм, в первую очередь, — это зрелище для глаз.
«АиФ.ru»: — В ваших картинах часто звучит тема одиночества. Как вы считаете, одиночество для человека это наказание или это естественное состояние каждого из нас?
Й.С.: — Да, одиночество является нашей судьбой, со смертью, как апофеозом. Молчаливое согласие делает жизнь еще более бессмысленной. Так что лучше не делать этого. Создание фильмов является моим абсолютным оружием против одиночества, но существуют и другие варианты, например, «вера во что-то», «дети», или «делать что-то хорошее для других людей, не желая ничего взамен».
«АиФ.ru»: — Куда сегодня идет арт-хаусное кино? Как меняется восприятие кинопространства современным зрителем?
Й.С.: — Сейчас, во времена Интернета и телевидения кино должно пересмотреть себя и проявить себя как выражение искусства. Настоящее кино есть что-то особенное, основанное на сильном взаимодействии с аудиторией. В этом плане хорошая аудитория является необходимостью. Интернет и телевидение, основаны на информации и скорости. Киноэкран, с одной стороны, является нишей, окном, но в тоже время все наоборот. Пристрастие аудитории к телевидению смертельно для киноискусства. Именно поэтому я создал этот фильм. Это не одномерно, не быстро, в фильме используется много метафор и он имеет большой поэтической спектр.
У кино есть великое будущее, если мы будем меньше ориентироваться «больше больше больше», «намного намного намного», «быстро быстро быстро». Другими словами, если мы выйдем за границы временных рамок и создадим больше пространства для осознания.
«АиФ.ru»: — Знакомы ли вы с работами российских режиссеров, и какие из них можете выделить?
Й.С.: — «Летят журавли» был моим первым русским фильмом. Следом были все фильмы Тарковского, Эйзенштейна, многие из Сокурова, первые фильмы Никиты Михалкова. Многие фильмы по Чехову. Я удивляюсь, почему не так много последних русских фильмов показано на Западе. Что-то должно быть сделано в этом плане. Есть несколько шедевров из недавно снятых картин.
«АиФ.ru»: — О чем будет следующий фильм?
Й.С.: — Это будет картина «Последний курильщик».
«АиФ.ru»: — Российский фестиваль, в котором вы принимаете участие, называется «Другое кино». Другое — по вашему, какое? И отличное от какого?
Й.С.: — Это то, что я пытался объяснить раньше. Фильм — это половина продукта. Другая половина нацелена на людей, которые смотрят его. Это аудитория, которая определяет, чем это кино отлично от других. Она должна быть спрошена. Это тематический фестиваль. Фестивали прекрасные возможности для борьбы с одиночеством, посредством наблюдения «чего-то другого» с единомышленниками. Это великолепно.
Смотрите также:
- Бедность — не порок! Лариса Удовиченко о кино, кризисе и новом сериале →
- Дуэйн «Скала» Джонсон: «Последний раз я дрался со своим агентом» →
- Пол Дано: «Нефть» - тоже в каком-то смысле вестерн» →