Гас Ван Сент: юбилей скандального кинорежиссера

Ван Сент (в Америке к его имени прибавляют еще и junior, то есть «Младший» - так принято в семьях привилегированного класса), в отличие от многих «вундеркиндов» киноиндустрии США, происходит из верхов американского общества – его предки были поселенцами в голландских колониях на территории будущих Соединенных Штатов, а родители жили в респектабельном Луисвилле, штат Кентукки. В престижной художественной школе Род-Айленда Ван Сент учился рисованию и кинопроизводству, а также занимался музыкой – его однокашниками были Дэвид Бирн, Тина Веймаут и Крис Франц, будущие участники группы Talking Heads. В 1980-е, после знакомства с известным нарко-писателем Уильямом Берроузом, Ван Сент создал собственную группу Destroy All Blondes, а в девяностые годы его музыкальная молодость дала себя знать в работе над видеоклипами RHCP и Дэвида Боуи.

   
   

До своего дебюта Ван Сент, чьим кумиром в киноискусстве был режиссер-провокатор Стэнли Кубрик, работал ассистентом у еще одного известного кинорежиссера – Роджера Кормана. В 1985 году на собственные «кровные» 25 тысяч долларов Ван Сент снял по собственному же сценарию черно-белую гей-драму «Дурная ночь», что сделало его популярным в среде альтернативно ориентированных киноманов. «Широкая известность в узких кругах» сменилась настоящей популярностью после Венецианского кинофестиваля 1991 года, где Ван Сент показал свой роуд-муви «Мой личный штат Айдахо» с Киану Ривзом и Ривером Фениксом. Памяти Феникса, умершего от передозировки в 1993-м, режиссер посвятил следующую картину – «Даже девушки-ковбои иногда грустят».

 

globallookpress.com

Картина 1995 года «Умереть за» принесла «Золотой глобус» исполнительнице главной роли Николь Кидман. Через год Ван Сент снова сделал правильный кадровый выбор – он снял фильм по сценарию двух молодых парней, почти неизвестных в киносреде, пригласив одного из них, Мэтта Дэймона, на главную роль, а второго, Бена Аффлека, на роль второго плана. Фильм, названный «Умница Уилл Хантинг», сделал Дэймона и Аффлека звездами и получил в 1997 году два «Оскара» и семь номинаций на эту награду – в том числе в категории «Лучший режиссер».

Параллельно с режиссурой Ван Сент фотографировал – в 1993 вышел его альбом «108 портретов», писал книги (роман «Розовый», 1995), записывал музыкальные диски (Gus Van Sant и 18 Songs about Golf, 1999), а также выступил продюсером скандального фильма «Детки» (1995). Однако «гламурное» голливудское кино ненадолго задержало Ван Сента в своей «золотой клетке»: в 2000-х он вернулся в артхаус и снял трилогию о гибельной изоляции человека - «Джерри» (2002), «Слон» (2003) и «Последние дни» (2005). Вторая картина цикла, навеянная кошмарной историей бойни в колледже Columbian, получила Золотую пальмовую ветвь – главный приз Каннского кинофестиваля. В сценарии третьего фильма трилогии угадываются отсылки к жизни и гибели Курта Кобейна.

В 2008 Гас Ван Сент снова вернулся к теме альтернативной ориентации в байопике «Харви Милк» с Шоном Пенном, сыгравшим заглавного персонажа, и снова не получил за него Оскара. Из восьми номинаций приз принесли только две - «Лучшая мужская роль» и «Лучший оригинальный сценарий» (Дастин Лэнс Блэк).

Трейлеры шести самых известных картин Гаса Ван Сента:

   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрите также: