Добро пожаловать в Твин Пикс. О феномене мистического сериала-детектива

Кадр из сериала

Ровно 25 лет назад, 8 апреля 1990 года, на американском канале ABC стартовал самый загадочный сериал ХХ века «Твин Пикс». Журнал «Newsweek» всего одной фразой выразил отношение мира к этому культовому телевизионному проекту: «Каждую неделю по пятницам любой человек, который претендует называться интеллектуалом или, по крайней мере, не хочет отставать от моды, прикован к телевизору. Вся Америка ждёт момента, когда под магическую музыку Анджело Бадаламенти на экране появится надпись "Добро пожаловать в Твин Пикс"».

   
   

Сегодня сериалы на пике популярности. Лучшие из них многим обязаны работе Дэвида Линча и Марка Фроста, которые в начале 90-х раз и навсегда изменили отношение публики к сериальной культуре. Для зрителей их телепроект был не просто очередным сериалом, он стал настоящим волшебством. Мир небольшого городка Твин Пикс, в котором агент ФБР Дейл Купер (Кайл Маклахлен) ведёт расследование зверского убийства школьницы Лоры Палмер (Шерил Ли), с самой первой серии покорил сердца и умы зрителей. Публика всех возрастов и профессий вместе с героями фильма пыталась разгадать загадку: «Кто убил Лору Палмер?». Ажиотаж вокруг теледрамы поднялся с самой первой серии. На ошеломительный успех продюсеры отреагировали моментально, не упуская ни малейшей возможности на нём заработать. Актрисы из «Твин Пикс» не раз снимались для мужских журналов, посиневшая Лора Палмер однажды появилась на обложке журнала Esquire, удостоившись звания «женщина года», а телекомпания ABC организовала специальную телефонную линию, позвонив по номеру которой, каждый зритель мог узнать содержание предыдущей серии из уст героини фильма Люси Моран (Кимми Робертсон). Сегодня фразу «в предыдущей серии...» зрители чаще всего пропускают, но тогда это было в диковинку, и уникальная платная услуга пользовалась бешеной популярностью, впрочем, как и всё, что было связано с «Твин Пикс». Подогревали интерес публики к сериалу даже родственники его создателей: дочь Дэвида Линча Дженнифер написала книгу «Тайный дневник Лоры Палмер», а брат соавтора сценария Марка Фроста Скотт Фрост опубликовал «Воспоминания специального агента ФБР Дэйла Купера».

Шерилин Фенн и Кайл Маклахлен в сериале «Твин Пикс». 

Культурный феномен

Сумасшедшая популярность сериала связана не только с отличной кампанией продвижения, но и, в первую очередь, с талантливой работой съёмочной команды. Дэвид Линч позже говорил, что к «Твин Пиксу» подошёл не как к работе над банальным телевизионным жанром, а как к созданию полнометражной картины. Он привнёс в сериальную культуру свой режиссёрский почерк, новые средства экранной выразительности, шикарное музыкальное оформление, интеллектуальность, разнообразие планов, спецэффекты, придал глубину и смысл каждому кадру. Кроме того, вся лента Линча проникнута сюрреализмом, в этом она отчасти походит на «сумасшедшую» сказку Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес», где мир перевёрнут вверх дном и невозможно сказать, что правда, а что только кажется таковой. Название сериала также продолжает эту мысль: «Твин Пикс» переводится как «двойные вершины». И действительно, почти всё в этом загадочном городке имеет второе дно или скрывает иную сущность. Не зря в уста разных героев Линч вложил одну и ту же фразу, которая часто повторяется в сериале: «Совы — это не то, чем они кажутся».

В «Твин Пиксе» очевидно влияние не только большого кино, но и литературы. Сериал не подходит для лёгкого просмотра, он требует от зрителя соучастия, интуиции, фантазии. Как в литературном произведении, одна фраза, вырванная из контекста, не имеет смысла, так и в «Твин Пиксе» незначительная или же бессмысленная деталь в одной серии может иметь важнейший смысл в другой.

Кадр из сериала «Твин Пикс». 

Кто убил Лору Палмер?

Интересно, что сам Дэвид Линч признавался, что даже не собирался узнавать, кто убил Лору Палмер. Убийство было для него лишь конфликтом, который он использовал для развития сюжета. «Твин Пикс» выходит далеко за рамки детектива, кроме расследования убийства молодой девушки, в нём можно увидеть и пародию на мыльные оперы, и сверхъестественные мотивы, и обращение к классическим сюжетам, и комедийный юмор. Ни Дэвид Линч, ни Марк Фрост не рассчитывали на ошеломительный успех пилотной серии, у них не было готового сюжета сериала, был лишь образ таинственного городка и убийство школьницы. Все элементы теледрамы, ставшие впоследствии культовыми, они придумали в процессе съёмок. Например, костюмер Фрэнк Сильва случайно попал в кадр и навёл Дэвида Линча на мысль о создании самого загадочного персонажа сериала — Боба. Позже Боб стал ключевым героем многих сцен и даже разгадкой многих событий в кинокартине. Знаменитая Красная комната, которая в сериале представляет собой портал между миром реальным и ирреальным, тоже возникла в сценарии внезапно в один их съёмочных дней. Очевидно, что «Твин Пикс» был загадкой не только для зрителей, но и для самих создателей. А чтобы как можно дольше сохранять в неизвестности имя убийцы, Дэвид Линч и Марк Фрост снимали сразу несколько вариантов развязки сюжета, чем запутали всю съёмочную группу и не выдали раньше времени главную интригу ленты — кто же убил Лору Палмер?

Что дальше?

Мистицизм и таинственность, которыми был пронизан весь сериал «Твин Пикс», в 1992 году сыграли плохую роль в его приквеле «Твин Пикс: сквозь огонь». Стремление Линча и Фроста объяснить все события с помощью магии и потусторонних сил значительно снизили рейтинги второго сезона. Зрителям предложили почувствовать влияние потусторонних сил, они же хотели видеть «обычные» бытовые причины убийства. Также публика осталась недовольна затянутым сюжетом: «Твин Пикс» состоял всего из 8 серий, а «Твин Пикс: сквозь огонь» насчитывал аж 22. Результатом этих факторов стал коммерческий провал приквела в американском прокате. Тем не менее, это фиаско никак не повлияло на значимость телекартины — «Твин Пикс» признан одним из лучших многосерийных фильмов в истории кинематографа.

Кадр из фильма «Твин Пикс: Сквозь огонь». 

В 2014 году многочисленные фанаты сериала и поклонники таланта Дэвида Линча были осчастливлены новостью о создании третьего сезона культовой ленты. Тогда же Дэвил Линч подтвердил эту информацию и заявил о намерении к 2016 году снять продолжение из 9 серий. Действие нового сезона он планировал развернуть в уже полюбившемся всему миру городке в настоящем времени. Однако всего два дня назад, 6 апреля, режиссёр заявил: «Я ухожу из проекта, потому что на создание сценария предложили меньше денег, чем было нужно для того, чтобы сделать всё так, как я хотел». Фанаты были огорошены таким поворотом событий и принялись за спасение любимого сериала. Они опубликовали в интернете петицию под названием «Спасти "Твин Пикс"», где обратились к компании Showtime и попросили всё же подписать контракт с Дэвидом Линчем, а также призвали другие крупные телекомпании подключиться к созданию проекта. Петиция всего за пару дней набрала тысячи подписей. Остаётся надеяться, что зрители добьются своего, бюджет мистической драмы увеличат и Линч продолжит работу над культовой картиной.