Дело в «шляпке». Легендарному фильму «Соломенная шляпка» - 40 лет

«Соломенная шляпка», 1974 г. © / Кадр из фильма

А там, напомним, нежно объясняются и лихо отплясывают Людмила Гурченко и Андрей Миронов в фильме «Соломенная шляпка» Леонида Квинихидзе по французскому водевилю XIX в. Эжена Лабиша. Что, кстати, стало некоей иронией судьбы - ведь изначально Рязанов именно их планировал снять в главных ролях в своей «Иронии», но после оглушительного успеха «Шляпки» передумал - мол, теперь за артистами закрепился имидж «опереточного жанра», и это может повредить его серьёзной картине. 

   
   
Андрей Миронов и Людмила Гурченко. Кадр из фильма

А тогда в «Шляпке» плюс к Миронову и Гурченко снялись ещё и Алиса Фрейнд­лих, и Екатерина Васильева, Игорь Кваша и Зиновий Гердт, два Михаила - Козаков и Боярский, Ефим Копелян, Владислав Стржельчик… Для особо любопытных: если хотите увидеть отца Михаила Боярского артиста Сергея Боярского - пожалуйста, он там фигурирует в эпизоде в роли капрала в карауле. Для самого Михаила этот фильм стал теледебютом. Даже знаменитый драматург Михаил Рощин мелькнул там в роли фонарщика! У него в те годы был роман с одной из актрис, он приехал к ней на съёмки и... сам стал артистом.

Игорь Кваша, Андрей Миронов и Екатерина Васильева. Кадр из фильма 

Ах, водевиль!

Между тем эта блистательная музыкальная комедия, показанная по телевизору впервые ровно 40 лет назад, аккурат в Новый год, мгновенно полюбилась зрителям, и уже в начале ­1975-го редакторов на ТВ завалили письмами с прось­бой повторить фильм. Его регулярно повторяют и по сей день. Песенки Исаака Шварца на стихи Булата Окуджавы стали радиохитами. «Женюсь, женюсь, какие могут быть игрушки!» - главный герой, роскошный усач-ловелас Фадинар (Андрей Миронов) поёт под топот копыт, покачиваясь в седле. Зрители даже не догадывались, что на самом деле Миронов сел на лошадь во второй или третий раз в жизни и эта кажущаяся лёгкость опытного наездника давалась ему с большим трудом. Но как истинный артист в кадре он этого не показывал. А вот за кадром, как вспоминает режиссёр, Миронов ещё долго ходил враскоряку - всадники знают почему...
Михаил Казаков и Алиса Фрейндлих. Кадр из фильма 

А романс «Вечерний ветерок» про «колосья тучные» в дуэте Фрейндлих и Козакова! Она - обворожительная баронесса, перепутавшая шляпки. Он - придурковатый виконт, грассирующий, стареющий и с явно нетрадиционной ориентацией (актёра можно считать смелым первооткрывателем этого типажа на нашем экране). Кстати, сцена дуэли Козакова и Бояр­ского из-за героини Фрейндлих тоже без казусов не обошлась. Во время боя на шпагах Боярский сорвал с героя Козакова парик. Леонид Квинихидзе так вспоминал этот эпизод: «В сценарии этого не было. Но во время съёмок Боярский и Козаков так развоевались, что у Михаила Михайловича слетел паричок с головы. Это был ужас! Оператор хотел остановить съёмку, но я тихо сказал: «Не выключать. Снимайте!» Козаков прекрасно сымпровизировал: поднял парик и сказал Боярскому: «Парик - это очень модно». Андрей Миронов тоже подыграл: подошёл к Алисе Бруновне, страстно поцеловал её в шею и произнёс фразу, которая потом стала крылатой: «Рекомендую!» 
Андрей Миронов, Алиса Фрейндлих и Михаил Боярский. Кадр из фильма 

Многие фразочки из фильма зрители тут же растащили на цитаты: «Держите даму!» - «Легко сказать - держите!» - «Когда умер мой несчастный муж…» - «Чего это он несчаст­ный?» - «Мне лучше знать!» Или же: «Бросьте ваш веник, папа!» - «Это миртовое дерево, символ невинности моей дочери!» - «Ах, я умираю!» - «Только не в моей квартире, она для этого совершенно не приспособлена!» 

В исполнении сплошь звёзд­ных артистов, виртуозно-остроумном, старинный немудрёный водевиль, точно оттёртая от патины времени монета, зазвенел и заиграл на солнце. Кстати, всё действие двухсерийного фильма происходит при жарком солнышке и, как положено в водевиле, в течение одного дня. Дня свадьбы, когда несчастный жених Фадинар вынужден лихорадочно искать замену шляпке из итальянской соломки с маками за 500 франков. Потому что некая ветреная замужняя дама сбросила её во время страстного свидания, и её лениво слопала (шляпку, не даму) лошадь Фадинара, заехавшего на минутку в лесок… Ну, понятно, зачем…

Ефим Копелян и Андрей Миронов. Кадр из фильма

Съёмки, надо сказать, были недешёвыми. Дело в том, что фильм длиной в 120 минут делался по заказу Госкомитета по телевидению и радиовещанию Совета Министров СССР, поэтому на киноэкспедициях не экономили. Провинциальный французский городок снимали в Петергофе, в Тарту в Эстонии, в красивейшем старинном здании Ленинградского дома литераторов.

   
   

Чтоб знали!

Леонид Квинихидзе поразительно умело собирал невероятные актёрские «цветники». Он во многом открыл для кино Олега Борисова (инженера Гарина), хотел снимать его и в роли Фадинара в «Шляпке», но Борисова подвело здоровье. На съёмках бегал по жаре со своим миртовым деревом мэтр Владислав Стржельчик: «Лёня, я готов сниматься у тебя всегда!» Романтичный Кваша изображал полного идиота-офицера и любовника. Актёры Квинихидзе обожали - ведь он давал возможность им свободно «зажигать» (а зрителю - «зажигаться») во времена унылого и маразматического брежневского застоя.

Зиновий Гердт. Кадр из фильма

Леонид Александрович - ленинградец, отец его - известный режиссёр Александр Файнциммер, снявший «Овод» с Олегом Стриженовым, «Девушку с гитарой», «Котовского», «Трактир на Пятницкой»… А сына можно считать патриархом жанра отечественной музыкальной комедии. Сейчас 87-летний режиссёр по-прежнему живёт в Петербурге. Пожелаем ему здоровья. А дамам и девицам напомним: «Все старые, а пуще молодые, храните ваши шляпки золотые…» Тем более - за 500 франков. 

Марина Старых, Андрей Миронов и Владислав Стржельчик. Кадр из фильма

Смотрите также: