Красная угроза. История антироссийской кинопропаганды

«Рэмбо-3», 1988 © / Кадр из фильма

Кинематограф всегда был одним из самых сильных рычагов воздействия на общественное сознание. Многие страны неоднократно использовали его для пропаганды своих политических доктрин. На протяжении «холодной войны» страны Запада и социалистического блока неоднократно прибегали к этому рычагу, чтобы закрепить в массах негативное представление друг о друге. Но с окончанием противостояния сверхдержав подобные картины снимать не перестали, они стали производиться и в самом бывшем СССР.    
   

«Самая опасная игра», 1932

Идеологическая киновойна против потенциального заокеанского противника, каким Штатам представлялся СССР, началась вскоре после появления кинематографа. В созданном в 1932 году фильме «Самая опасная игра» три пассажира после кораблекрушения доплывают до ближайшего острова, на котором живёт аристократ-белогвардеец граф Зуров. На досуге граф промышляет охотой на людей и пытается прикончить героев. В фильме чувствуется враждебность к России, что было характерно для американских фильмов того времени. Страх перед «красной угрозой» временно успокоился, но не был забыт.

«Самая опасная игра», 1932. Кадр из фильма

«Мир в его руках», 1952

В годы «холодной войны» в американском кинематографе появился целый ряд фильмов, выставляющих русских кровожадными злодеями. «Мир в его руках» — снятый в 1952 году приключенческий фильм о жизни на Аляске в 1850 году. Стереотипно изображает Россию как главного врага свободы. Главный герой, капитан-браконьер, влюбляется в русскую графиню Селиванову, которую хотят против воли выдать замуж за князя Семёна. Он безжалостен и невероятно жесток — воплощение американских страхов перед русскими.

«Мир в его руках», 1952. Кадр из фильма

«Великий побег», 1963

Ещё хуже русские выглядят в фильме «Великий побег» 1963 года. Картина повествует о побеге союзнических военнопленных из немецкого лагеря во время Второй мировой войны. В лагере есть и русские заключённые, они показаны плохо одетыми, обросшими и недалёкими людьми. На фоне английских и американских узников они смотрятся полудикими пигмеями. Только их используют для принудительных работ в лагере. Русские показаны в фильме не просто примитивными персонажами в рамках общей антисоветской риторики. Одной из целей было кольнуть СССР, не подписавший Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными. Мол, сами виноваты, нацисты имели право на любые зверства с вашими узниками.

«Великий побег», 1963. Кадр из фильма

«Красный рассвет», 1984

В 1984 вышел фильм «Красный рассвет». В недалёком будущем объединённые войска Кубы и СССР нападают на США — настоящий ночной кошмар американских спецслужб. Советский десант врывается в американскую школу, расстреливая школьников и взрывая школьный автобус. Далее показывают расстрел местного населения из танковых пулемётов, блокаду советскими войсками Денвера, советский десант, приземляющийся по всей стране с самолётов, замаскированных под гражданские, «совсем как в Афганистане». Словом, американская версия того, откуда ждать Третью мировую.

«Красный рассвет», 1984. Кадр из фильма

«Красный скорпион», 1988

Немногим лучше русские выглядят в фильме «Красный скорпион» 1988 года. В неназванной африканской стране (подразумевается дружественная СССР Ангола) происходит мятеж, Кремль направляет туда контингент войск и своего лучшего спецназовца для подавления восстания. Советские военные пользуются услугами проституток, непрерывно пьют, грабят и уничтожают целые поселения ради запугивания жителей африканской страны. Кубинцы же представлены специалистами по пыткам.

«Красный скорпион», 1988. Кадр из фильма

«Рэмбо-3», 1988

В том же году вышел и знаменитый «Рэмбо-3», действие которого происходит в Афганистане. Бесстрашный Рэмбо в одиночку отправляется в Афганистан, чтобы выручить своего бывшего начальника, попавшего в плен к зловещему советскому полковнику Зайцеву. Преодолев многие преграды и опасности, Рэмбо спасает товарища из плена. В финале фильма в титрах мелькает строчка: «Фильм посвящён доблестному народу Афганистана». Несмотря на не очень лестное изображение россиян, фильм пользовался огромной популярностью в СССР и перестроечной России.

   
   
«Рэмбо-3», 1988. Кадр из фильма

«Святой», 1997

Даже после окончания холодного противостояния сверхдержав россияне в западном сознании продолжили оставаться кровожадными злодеями. В боевике «Святой» 1997 года главный отрицательный герой — русский олигарх Иван Третьяк, в чьих планах подчинение России и захват мира. В фильме Москва топится нефтью, которая хранится в подвалах, люди собираются на Красной площади, чтобы петь хвалебные песни президенту. Словом, типичная Россия в глазах западного человека.

«Святой», 1997. Кадр из фильма

«Террор в Москве», 2003

Русофобия проникла и в ту сферу кинематографа, которая, по идее, должна отличаться достоверностью. Французско-немецкий документальный фильм «Террор в Москве», показанный на европейском канале Arte France, повествует о терроризме в России — от первой чеченской войны до «Норд-оста». По мнению авторов, и то, и другое — дело рук российских спецслужб во главе с президентом. Взрывы жилых домов и захват заложников в театральном центре на Дубровке инициированы Путиным, чеченские же боевики называются «повстанцами». В фильме много фрагментов интервью с террористами, они показаны как жертвы российской агрессии.

«Террор в Москве», 2003. Кадр из фильма

«5 дней войны», 2010

Самым одиозным и местами просто оскорбительным антироссийским фильмом последних лет является грузинско-американская картина «5 дней войны» 2010 года. Фильм о Южноосетинском конфликте 2008 года подвергся резкой критике со стороны России ещё на стадии производства. По сюжету в Грузию вторгается 40-тысячная российская армия во главе с Путиным, который лично руководит наступлением. Российские солдаты в фильме массово убивают мирных жителей и грабят дома, вертолёты расстреливают толпу гражданских лиц. В одной из сцен российский военнослужащий простреливает ноги пожилой женщине, в другой — казак-гомосексуалист стреляет из «снайперки» по репортёрам. Фильм настолько демонизирует Россию, что местами граничит с абсурдом.

«5 дней войны», 2010. Кадр из фильма

Смотрите также: