Кинематограф всегда был одним из самых сильных рычагов воздействия на общественное сознание. Многие страны неоднократно использовали его для пропаганды своих политических доктрин. На протяжении «холодной войны» страны Запада и социалистического блока неоднократно прибегали к этому рычагу, чтобы закрепить в массах негативное представление друг о друге. Но с окончанием противостояния сверхдержав подобные картины снимать не перестали, они стали производиться и в самом бывшем СССР.
«Самая опасная игра», 1932
Идеологическая киновойна против потенциального заокеанского противника, каким Штатам представлялся СССР, началась вскоре после появления кинематографа. В созданном в 1932 году фильме «Самая опасная игра» три пассажира после кораблекрушения доплывают до ближайшего острова, на котором живёт аристократ-белогвардеец граф Зуров. На досуге граф промышляет охотой на людей и пытается прикончить героев. В фильме чувствуется враждебность к России, что было характерно для американских фильмов того времени. Страх перед «красной угрозой» временно успокоился, но не был забыт.
«Мир в его руках», 1952
В годы «холодной войны» в американском кинематографе появился целый ряд фильмов, выставляющих русских кровожадными злодеями. «Мир в его руках» — снятый в 1952 году приключенческий фильм о жизни на Аляске в 1850 году. Стереотипно изображает Россию как главного врага свободы. Главный герой, капитан-браконьер, влюбляется в русскую графиню Селиванову, которую хотят против воли выдать замуж за князя Семёна. Он безжалостен и невероятно жесток — воплощение американских страхов перед русскими.
«Великий побег», 1963
Ещё хуже русские выглядят в фильме «Великий побег» 1963 года. Картина повествует о побеге союзнических военнопленных из немецкого лагеря во время Второй мировой войны. В лагере есть и русские заключённые, они показаны плохо одетыми, обросшими и недалёкими людьми. На фоне английских и американских узников они смотрятся полудикими пигмеями. Только их используют для принудительных работ в лагере. Русские показаны в фильме не просто примитивными персонажами в рамках общей антисоветской риторики. Одной из целей было кольнуть СССР, не подписавший Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными. Мол, сами виноваты, нацисты имели право на любые зверства с вашими узниками.
«Красный рассвет», 1984
В 1984 вышел фильм «Красный рассвет». В недалёком будущем объединённые войска Кубы и СССР нападают на США — настоящий ночной кошмар американских спецслужб. Советский десант врывается в американскую школу, расстреливая школьников и взрывая школьный автобус. Далее показывают расстрел местного населения из танковых пулемётов, блокаду советскими войсками Денвера, советский десант, приземляющийся по всей стране с самолётов, замаскированных под гражданские, «совсем как в Афганистане». Словом, американская версия того, откуда ждать Третью мировую.
«Красный скорпион», 1988
Немногим лучше русские выглядят в фильме «Красный скорпион» 1988 года. В неназванной африканской стране (подразумевается дружественная СССР Ангола) происходит мятеж, Кремль направляет туда контингент войск и своего лучшего спецназовца для подавления восстания. Советские военные пользуются услугами проституток, непрерывно пьют, грабят и уничтожают целые поселения ради запугивания жителей африканской страны. Кубинцы же представлены специалистами по пыткам.
«Рэмбо-3», 1988
В том же году вышел и знаменитый «Рэмбо-3», действие которого происходит в Афганистане. Бесстрашный Рэмбо в одиночку отправляется в Афганистан, чтобы выручить своего бывшего начальника, попавшего в плен к зловещему советскому полковнику Зайцеву. Преодолев многие преграды и опасности, Рэмбо спасает товарища из плена. В финале фильма в титрах мелькает строчка: «Фильм посвящён доблестному народу Афганистана». Несмотря на не очень лестное изображение россиян, фильм пользовался огромной популярностью в СССР и перестроечной России.
«Святой», 1997
Даже после окончания холодного противостояния сверхдержав россияне в западном сознании продолжили оставаться кровожадными злодеями. В боевике «Святой» 1997 года главный отрицательный герой — русский олигарх Иван Третьяк, в чьих планах подчинение России и захват мира. В фильме Москва топится нефтью, которая хранится в подвалах, люди собираются на Красной площади, чтобы петь хвалебные песни президенту. Словом, типичная Россия в глазах западного человека.
«Террор в Москве», 2003
Русофобия проникла и в ту сферу кинематографа, которая, по идее, должна отличаться достоверностью. Французско-немецкий документальный фильм «Террор в Москве», показанный на европейском канале Arte France, повествует о терроризме в России — от первой чеченской войны до «Норд-оста». По мнению авторов, и то, и другое — дело рук российских спецслужб во главе с президентом. Взрывы жилых домов и захват заложников в театральном центре на Дубровке инициированы Путиным, чеченские же боевики называются «повстанцами». В фильме много фрагментов интервью с террористами, они показаны как жертвы российской агрессии.
«5 дней войны», 2010
Самым одиозным и местами просто оскорбительным антироссийским фильмом последних лет является грузинско-американская картина «5 дней войны» 2010 года. Фильм о Южноосетинском конфликте 2008 года подвергся резкой критике со стороны России ещё на стадии производства. По сюжету в Грузию вторгается 40-тысячная российская армия во главе с Путиным, который лично руководит наступлением. Российские солдаты в фильме массово убивают мирных жителей и грабят дома, вертолёты расстреливают толпу гражданских лиц. В одной из сцен российский военнослужащий простреливает ноги пожилой женщине, в другой — казак-гомосексуалист стреляет из «снайперки» по репортёрам. Фильм настолько демонизирует Россию, что местами граничит с абсурдом.
Смотрите также:
- Вожди кинематографа. Ленин сниматься не любил, а Сталин сам отбирал актёров →
- Царь, князь и крестьянин: рецензия на фильм «Распутин» →
- Негаснущие «Зори». 40-летний юбилей военного эпоса →