Критики, высоко оценившие работу режиссёра, уверены, что Михалкову удалось создать новый шедевр.
Фильм «Солнечный удар» Никита Михалков задумал почти сорок лет назад. В нём рассказывается о судьбах людей, испытавших на себе крушение Российской империи, революцию, Гражданскую войну, уход в изгнание. Лента построена на двух совершенно разных произведениях писателя Ивана Бунина: лирическом рассказе о любви «Солнечный удар» и мрачных записках о революции — «Окаянные дни».
Режиссёр Владимир Хотиненко, посетивший вчерашнюю премьеру, делясь своими впечатлениями от фильма, назвал его «фантастической придумкой».
«Бунин — это чрезвычайно сложно. Здесь важны неуловимые полутона, особая бунинская интонация и ткань повествования. Малейшее упрощение убивает содержание. Я знаю, что «Солнечный удар» несколько раз пробовали снимать разные люди, но по тем или иным причинам отказались от задуманного. Михалков, пожалуй, единственный из современных режиссёров, у которого это могло получиться. Однако Никита Сергеевич пошёл дальше и предпринял попытку соединить «Солнечный удар» и „Окаянные дни“», — говорит режиссёр.
По его словам, в режиссуре Михалкова «Солнечный удар» и «Окаянные дни» звучат так громко, пронзительно, трагически, как они никогда не прозвучали бы в отдельности.
«Контрапункт рождает удивительно мощное и пронзительное произведение», — отмечает Хотиненко.
Его коллега, кинодраматург Виктор Мережко, вспоминает, что, когда узнал о планах Михалкова экранизировать произведения Бунина вместе, посчитал идею рискованной:
«Совершенно разные вещи — герои, ритм повествования, авторская интонация, — на первый взгляд, в этом не было единства, а лишь одна борьба противоположностей. И только, когда я сел смотреть картину в первый раз, я всё понял. Это было настолько сильное эмоциональное впечатление, что я расплакался», — признался Мережко.
Сам Никита Михалков лаконично заметил, что соединить произведения хоть и было трудно, однако «достойно того, чтобы этим заниматься».
Фильм далёк от нравоучительности и морализаторства, он ничего не навязывает и не «разжёвывает», а просто показывает разные судьбы на фоне грандиозной трагедии.
«В фильме мы размышляем о соединении противоположностей в каждом человеке, о том, что у каждого своя правда, — говорит Михалков. — Надеюсь, что размышления о картине — а это фильм для людей думающих — доставят удовольствие».
Премьеры «Солнечного удара» прошли по необычному маршруту — вначале в Сербии, потом в Крыму, в Москве, затем фильм выйдет на экраны кинотеатров по всей остальной России. По словам Михалкова, такой выбор не случаен. Сто лет назад казаки, белые офицеры, интеллигенция навсегда покидали Россию, охваченную хаосом и кошмаром. Многие из них выезжали из Крыма и нашли приют в Сербии. Фильм совершил своего рода обратный маршрут.
Последнюю картину Михалкова принимали очень доброжелательно. В крупнейшем киноконцертном комплексе Сербии даже не хватило мест для всех желающих — «Савва-центр» с трудом вместил в себя 4000 человек. Репортёр издания «Лента.ру» отмечает, что о фильме три дня писали ведущие СМИ Сербии, самого Михалкова принял премьер-министр Александр Вучич, а на премьеру даже пришёл президент Томислав Николич в сопровождении всего белградского бомонда.
Смотрите также:
- «По стопам не хожу!» Актриса Мария Миронова - о кино и свободе выбора →
- Козырь — Винни. Медвежонок Пух как зеркало славянской души →
- Великий и ужасный. О чем недорассказал Алексей Балабанов? →