«Женщины управляют миром, это точно», — с уверенностью заявляет Люк Бессон. Его новый фильм «Люси», который режиссёр лично представил в Москве, — буквальная иллюстрация этого тезиса. Работа над картиной шла без малого 10 лет: как выяснилось на пресс-конференции, Бессон — кинематографист дотошный и любит подготовиться к началу съёмок так, чтобы трудных сцен и заминок в процессе не возникало. Но это серьёзный ответ на вопрос, тогда как сам Бессон предпочитает другое объяснение: «Почему я так долго делал "Люси"? Да потому, что использую только 2 % своего мозга». Шутка в духе самого фильма — размышления о том, что было бы, если бы люди смогли «включить» свой мозг, который, по известной теории, работает сейчас лишь на 10 %.
Американка Люси (Скарлетт Йоханссон) живёт на Тайване, учится, делит квартиру с подружкой и знакомится в клубах с молодыми людьми. Один из них, по виду довольно сомнительный тип, однажды просит её о пустяковой услуге — зайти в лобби шикарного отеля, вызвать через портье некоего мистера Джана и передать ему металлический чемоданчик. Люси сразу подозревает неладное — что в чемодане и почему приятель не сделает этого сам? Но не успевает и оглянуться, как саквояж уже прикован к её руке, за которую девушку волокут в недра гостиницы суровые корейские бандиты. Мистер Джан (Чхве Мин Сик) оказывается боссом мафии, а в доставленном ему чемодане аккуратно уложены пакеты с новым синтетическим наркотиком, который Люси предстоит теперь перевезти в животе в Европу. До аэропорта героиня так и не доезжает — другие недальновидные бандиты похищают её с целью развлечься, но не успевают. После пары ударов в живот целлофан, вшитый в Люси, рвётся, и «товар» попадает прямиком в кровь, а оттуда в мозг — следующие два часа героиня Скарлетт Йоханссон будет переживать самый фантастический наркотический «приход» в истории человечества. Под действием вещества мозг начинает самостоятельно стремительно развиваться, и очень скоро Люси превосходит по умственному развитию даже дельфинов, которые, согласно всё той же популярной теории, овладели 20 процентами своего серого вещества.
К слову о дельфинах. В лирических отступлениях, которыми переполнен фильм Бессона, зрителям показывают картинки из животного мира и объясняют — иногда голосом Моргана Фримана, учёного-мозговеда и совершенно необязательного персонажа, — насколько люди ничтожны по сравнению с братьями своими меньшими. Только и умеют, что подражать: к кадрам с гепардом, выслеживающим свою жертву, добавляют аналогичные эпизоды из мира людей. Для каждого заявления у режиссёра наготове соответствующая иллюстрация, так что фильм местами походит на анимированную инфографику для «самых одарённых». Ну а как ещё доступно рассказать непростую научно-философскую историю тем, кто думает не в полную силу? Судя по сказанному на пресс-конференции, режиссёр людей не жалует: «Есть ли у человечества будущее? Думаю, что вряд ли», — выносит он приговор, в очередной раз сравнивая нас с дельфинами, которые, к примеру, сами себе навигаторы. Совершенные, в отличие от наших сделанных кое-как руками GPS-приборов.
Сюжет «Люси» не менее сумбурный, чем видеоряд. Героиня Йоханссон с непроницаемым лицом осваивает чертоги своего разума, периодически пополняет запасы наркотика в организме — благо, пакетов было четыре, — и вскоре расправляется с корейцами, которые продолжают за этим веществом охотиться. Весь этот экшен играет второстепенную роль, а потому режиссёр не очень заботится о деталях: окровавленная женщина с огромным пистолетом идёт по улице или, что ещё показательнее, зданию больницы, и не привлекает к себе никакого внимания. Все слишком долго прицеливаются, а для многих героев это и вовсе становится чуть ли не единственной функцией — прицеливаться и удивлённо смотреть на сверхженщину Люси. Бессон путает зрителя, наполняя картину одновременно и научными фактами, и фантастическими домыслами, и доморощенной философией, за которой не так просто увидеть главную режиссёрскую идею. Он вовсе не пытается предсказать, что же будет на самом деле в случае, если мозг заработает на полную катушку, — этого не знают даже учёные, так что можно фантазировать, баловаться со спецэффектами, да хоть расщеплять героиню Йоханссон на атомы. Цель жизни по Бессону — учиться и передавать знания дальше, а вовсе не в том, чтобы разыгрывать из себя супергероя, останавливать войны, спасать человечество, которое всё равно обречено. Оказывается, достаточно правильно утилизировать мусор и сохранять всё на флэшку, то есть спасать накопленные знания и саму Землю, — ведь кому-то, даже если не нам, здесь ещё жить.