Атос, Портос и Жигунов. В прокат вышла новая версия «Трёх мушкетёров»

Очередная экранизация знаменитого романа Александра Дюма обошлась авторам в 12 миллионов долларов. За эти деньги зрители получат интерьеры Выборгского замка и Большого дворца Петергофа в роли Лувра, натурные съёмки в Чехии, погони-драки-дуэли и несравненного Василия Ланового в роли кардинала Ришелье.

   
   

Сделал так, как захотел

Популярный российский актёр Сергей Жигунов свою любовь к произведениям Александра Дюма демонстрирует уже давно: в качестве продюсера он экранизировал «Королеву Марго» и «Графиню де Монсоро». Теперь же артист решил снять свой собственный фильм, выбор пал на «Трёх мушкетёров». 

Как рассказал в своём интервью «АиФ» сам Сергей Жигунов, роман Дюма-отца про мушкетёров — его любимое произведение с детства. А в своей экранизации он «сделал всё так, как хотел». В итоге мушкетёры прыгают на своих коней (и, конечно же, точно попадают в седло) прямо из окон замков и с мачт кораблей, умудряются стрелять в недругов сразу из двух мушкетов, сидя при этом спиной на скачущей лошади, а самый могучий из троицы в одиночку расшатывает и обрушивает мост над рекой.

Д’Артаньян же предстаёт совсем юным и наивным, постоянно витающим в облаках: он с восторгом рассказывает о своей влюблённости и о прекрасной Констанции, глядя на Атоса, Портоса и Арамиса «большими оленьими глазами». Впрочем, с незнакомцами он тоже разговаривает — например, прежде чем напасть на группу подозрительных граждан, он восклицает что-то о любви к Парижу.

По словам режиссёра, он старался не менять сюжет Дюма и сделать по максимуму детальную экранизацию романа. Но над диалогами персонажей и сюжетной линией пришлось всё же поработать. Так, некоторые повороты сюжета Жигунов «упразднил», зато д’Артаньян постоянно напоминает Рошфору про его долг в «9 лиров». Даже когда тот произносит: «Именем кардинала вы арестованы», — д’Артаньян отвечает: «На что только люди ни пойдут, лишь бы не отдавать долги».

Замыслы изначальные и конечные

Изначально Жигунов планировал снять о похождениях мушкетёров сериал, но потом решил выпустить фильм и в двухчасовой версии для кинопроката. Снимали ленту в 2012 году, частично в России, частично — в Чехии (съёмочная группа «уложила» работу в этой стране в 2 месяца из-за планов подготовить фильм уже к весне 2013-го). 

   
   

В качестве мушкетёров режиссёр поначалу видел такую «тройку»: Евгений Цыганов (Атос), Дмитрий Дюжев (Портос) и Константин Крюков (Арамис). Но Цыганов был задействован в другом проекте, и планы пришлось менять: его роль предложили Юрию Чурсину, Арамисом стал Павел Баршак, а Портоса сыграл Алексей Макаров (муж Марии Мироновой, которая в «Трёх мушкетерах» выступила в роли Анны Австрийской).

А вот по поводу кардинала Ришелье вопросов не возникало с самого начала: эта роль ещё на стадии разработки проекта была закреплена за народным артистом СССР Василием Лановым. Несмотря на то, что актёр значительно старше своего персонажа, сыграл он отлично — в некоторых моментах начинаешь переживать не за изменницу-королеву с её алмазными подвесками, а за коварного кардинала.

Совершеннейший ребёнок!

Главным героем в ленте стал «гасконский соловей» д’Артаньян — его роль исполнил Риналь Мухаметов, выпускник Казанской театральной школы и Школы-студии МХАТ, ученик Кирилла Серебренникова. Как сказал о нём Жигунов в одном из интервью, «мальчишка просто поразительный». А Людовик XIII в ленте отозвался о юноше так: «Ребёнок, совершеннейший ребёнок!».

Д’Артаньян в ленте и правда наивен — так, глядя на осаду крепости, он спрашивает: «Господа, это что, шмели?». «Это пули!» — отвечают ему удивлённые товарищи. «Как красиииво!» — улыбается д’Артаньян, продолжая стоять под обстрелом.

Фейерверк и бабочки

Вообще, глядя на постоянные перестрелки, драки и погони, сразу видишь, что фильм снимал мужчина. Чего стоит только сцена с кораблём — когда спешащий скорее отдать драгоценные подвески королеве д’Артаньян прыгает прямо с корабля на лошадь, поджидающую его на пирсе.

Самим актёрам играть в фильме понравилось: Филипп Янковский, по его словам, легко вжился в роль Людовика XIII и, как показалось, с удовольствием расхаживал в роскошных исторических костюмах. Идёт королевское платье и Марии Мироновой. Кстати, один такой наряд стоит стоит около $3000, а бабочек, которые взлетают с платья Анны Австрийской, моделировали на компьютере. Это и к лучшему, потому что диалог монархов о том, каким будет бал, слушаешь с лёгким недоумением:

– А в конце бала вместо фейерверка мы выпустим стаю бабочек, — говорит Людовик.

– Вместе с фейерверком, милорд, — поправляет его Анна.

Но бабочки остались целы — спасибо Сергею Жигунову, — а подвески возвращены. Да и у мушкетёров всё замечательно: даже д’Артаньян «оклемался» после смерти возлюбленной и получил новое назначение.

Конечно, версию Сергея Жигунова будут сравнивать с лентой Георгия Юнгвальда-Хилькевича 1978 года, а молодого Риналя Мухаметова — с Михаилом Боярским. Но режиссёр подчеркнул, что не ставил перед собой задачи соревноваться с популярным советским фильмом. «Я собираюсь экранизировать роман Дюма, а не снимать ремейк», — говорил Жигунов. Поэтому упрекнуть его не в чем: как Сергей Викторович увидел экранизацию любимого романа, так и снял. А герои, как считает режиссёр, у него получились даже более яркие и выразительные, чем у самого Дюма.