Все проблемы – из детства: в «Пятой власти» Ассанжа сделали социопатом

Кадр из фильма «Пятая власть» © / Youtube.com

Теперь вторая волна скандала разгорается вокруг фильма «Пятая власть», главным героем которого является Ассанж.

   
   

24 октября в российском прокате стартует фильм «Пятая власть» — байопик о скандально известном основателе WikiLeaks Джулиане Ассанже. Премьера ленты состоялась в сентябре на международном кинофестивале в Торонто. Скрывающийся в посольстве Эквадора в Лондоне Ассанж жестко раскритиковал кино о себе; письмо с негативной оценкой фильма он опубликовал в одной из авторитетнейших газет Великобритании — The Guardian.

Помогаем безопасно раскрывать секреты

В основу сюжета легли мемуары бывшего сотрудника WikiLeaks Дэниэля Домшайт-Берга «Внутри WikiLeaks», а также еще несколько литературных источников. Как отозвался Ассанж, существует множество положительных книг о WikiLeaks, но кинокомпания Dreamworks решила основать сценарий только на наиболее «ядовитых» из них.

По сюжету, полный энтузиазма Джулиан Ассанж создает свой сайт, чтобы открывать людям правду, разоблачать коррупцию, да и вообще сделать мир немного лучше. При этом его источники, «сливающие» на сайт секретную информацию, могут не бояться за свою жизнь — информация о них надежно скрыта.

Джулиана изображают как благородного борца с несправедливостью, такого современного супергероя, разве что без сверхспособностей, а появляющаяся в фильме фраза «Помогаем безопасно раскрывать секреты» становится его негласным девизом. Но в один момент выясняется, что для худощавого блондина раскрывать чужие тайны гораздо важнее, чем защитить своих сообщников-разоблачителей, хотя им вообще-то могут и отомстить. А им действительно мстят — в фильме нескольких анонимных сподвижников Ассанжа вычисляют и убивают. Правда, на политику WikiLeaks это мало влияет: секретные данные продолжают появляться на сайте, причем вместе с именами и конфиденциальной информацией (например, домашними адресами) конкретных людей.

— Помнишь слова Солженицына «Никто не в силах закрыть дорогу правде?». А у Солженицына даже не было Твиттера, — говорит главный герой.

   
   

«Путину это не понравится»

Создатели фильма «прошлись» в своем творении не только по Белому дому и войскам США, расстреливающих мирных жителей, но и по другим странам и политикам. Например, в одной из сцен Джулиан Ассанж, сидящий в ресторане, понимает, что за ним следят, и пугается. «Американские агенты еще более-менее цивилизованные», — успокаивает «борца за справедливость» его собеседник. «А вот русских следует опасаться» — и указывает на другую кучку агентов.

Еще раз нашу страну вспоминают, когда WikiLeaks якобы становится известно, что Россия поддерживает боевиков. «Путину это не понравится», — довольно говорит один из героев.

Вообще, за все действие фильма парочка Ассанж и Берг успевает насолить многим — от крупнейшего банка Швейцарии, который уличили в отмывании денег, до дипломатов из США, чью секретную переписку опубликовали. Поэтому значительную часть времени герои проводят в бегах, перемещаясь по континентам.

Что сказал Ассанж

Известно, что перед началом съемок авторы не раз пробовали связаться с самим Ассанжем, но тот все письма игнорировал. Однако после премьеры в Торонто скандальный основатель сайта все же вышел на связь и даже согласился на встречу. Причем, сделал это, если верить фильму, своим излюбленным способом: опубликовал в The Guardian обращение к исполнителю роли себя — Бенедикту Камбербэтчу.

Игрой Камбербэтча Ассанж остался недоволен, хотя и подчеркнул, что раньше он считал своего экранного двойника хорошим актером. Сценарий ему тоже не понравился. Это и не удивительно: в конце фильма зритель приходит к выводу, что Ассанж вовсе не супергерой, а социопат, помешанный на чужих тайнах и равнодушный к чужим судьбам. А еще — психически очень нестабильный тип: после того, как пути Джулиана и Дэниэля, его верного соратника и правой руки, расходятся, он выливает на Берга ведро грязи, отстраняет его от дел и обвиняет в принадлежности к спецслужбам. Да и вообще, согласно сценарию, все психологические проблемы героя (а их у него по фильму немало) родом из детства: мать Ассанжа якобы была в отношениях с сектантом, а потому сына воспитывала в строгости, за провинности наказывала, да еще и психотропными средствами пичкала. Во всяком случае такова история «киношного» Ассанжа, не будет говорить о реальном прототипе. Вспоминая по ходу фильма о тяготах своей нелегкой жизни, блондин не раз приговаривает: «Именно поэтому я стал седым».

Разрушали «культ личности» главного героя (который авторы сами и создали) и более «приземленными» способами — например, другие персонажи делали ему замечания, чтобы он выспался и принял душ. А один журналист описал в статье свою встречу с Ассанжем — по его впечатлениям, от главы WikiLeaks пахло так, будто он 3 дня не мылся, и одежда у него была явно не первой свежести. Понятно, почему реальный Ассанж остался не в восторге...

Зато второй герой, Дэниэл Берг, по мере развития сюжета все больше раскрывался как самостоятельная личность. Если вначале он выглядел лишь тенью «грозного и великого» Джулиана, то в конце он срывает наполеоновские планы своего бывшего кумира и не дает ему опубликовать личные данные людей, чья безопасность явно окажется под угрозой. Теперь героем становится уже Берг — тот самый, по чьей книге и писался сценарий.

Вообще, союз двух основных персонажей кажется вполне гармоничным — они «уравновешивают» друг друга и напоминают семейную пару, где один — эмоциональное звено (это, конечно, импульсивный и фанатичный Ассанж), а другой — рациональное (основательный Берг, тщательно все анализирующий и останавливающий друга от необдуманных поступков). Но когда жизненные принципы героев расходятся, они становятся врагами. Как говорится, от любви до ненависти...

Вопросов больше, чем ответов

Поскольку снимали фильм с размахом (бюджет — почти 30 миллионов долларов), а фантазия у голливудских сценаристов богата, во время просмотра фильма постоянно возникает вопрос: что тут правда, а что — вымысел. Поэтому на выходе из кинозала больше всего хочется проверить в интернете, как на самом деле происходили описываемые события. Тем более лента эта — художественная, а не документальная, а потому соблюдать полную достоверность вроде как бы и необязательно.

Смотрится фильм легко, в меру приправлен шутками, актеры тоже хороши — особенно интересно наблюдать за Камбербэтчем, который сейчас вообще очень популярен. Но вот вопросов всплывает все же больше, чем ответов. Например, стоит ли раскрывать государственные секреты, если это может повредить реальным людям (в том числе и невиновным)? И как гарантировать чью-то безопасность? Что в действительно двигало Ассанжем? На что герои постоянно путешествуют и перемещаются по всему миру, если один из них оба безработные, причем один уже давно? Правда ли у Берга есть татуировка с логотипом WikiLeaks на спине? И самое главное —Джулиан Ассанж действительно седой или он все же красит волосы?

Смотрите также: